Что такое система «Платон»?
Конец 2015 года ознаменовался введением в эксплуатацию российской системы «Платон». Новшество, запуск которого был произведен в ноябре ушедшего года, предназначено для сбора средств на восстановление федеральных дорог, страдающих от ущерба, причиняемого проезжающими по ним автомобилями. Касается это большегрузного транспорта, а если точнее, то автомашин, имеющих разрешенную максимальную массу более 12 тонн. Согласно статистическим данным, именно крупнотоннажный транспорт является главной причиной повреждения автодорог: один проехавший большегруз, весящий больше 12 тонн, наносит столько же вреда, сколько 30-50 тысяч промчавшихся легковушек.
История системы «Платон»
Название новой системы расшифровывается как «плата за тонну». Ее создание и внедрение обсуждалось еще в 2011 году, но было неизвестно, когда она заработает. По мнению чиновников, взимание дополнительной платы справедливо, ведь доход от проезда многотонников, осуществляющих грузоперевозки, будет направляться в первую очередь на улучшение имеющихся автотрасс. В мире более 12 стран применяют этот инструмент уже на протяжении нескольких лет. Европейские руководители считают, что средства на ремонт автомобильных трасс должны предоставляться теми, кто получает доход от грузоперевозок.
Следует отметить, что не всякий большегруз подвергается взиманию дополнительных средств. Для самосвалов и грузовиков, вес которых превышает 12 тонн, система работает. А вот транспорт, осуществляющий пассажироперевозки, избавлен от внесения новых платежей. То же касается и специальной техники, предназначенной для аварийно-спасательных мероприятий, в число которой входят:
- скорая помощь;
- полиция;
- пожарные машины;
- другая спецтехника.
Перевозчики вооружения и военная техника тоже не облагаются новым «налогом».
Как пользоваться системой
Для начала необходимо зарегистрироваться. Это потребует внесения сведений о себе и своем автомобиле в систему. Пользователь должен произвести ввод следующих данных:
- адрес электронного почтового ящика;
- номер сотового телефона;
- ИНН;
- реквизиты банковской карты;
- скан свидетельства о регистрации ТС.
Кроме этого, обязательным является внесение первоначального взноса.
Предоставив все данные, придется ожидать около 5 суток, пока будет произведена проверка номеров и документов. Затем можно обратиться в офис – получить документы и бортовое устройство.
Но это вариант оформления для физических лиц. В случае с юридическими лицами и ИП понадобится внесение еще ряда сведений. Ознакомиться со списком требуемых документов можно на официальном сайте системы мониторинга и взимания платы – platon.ru.
Предпочтительным все-таки является личное обращение сразу в центр обслуживания системы. Оформление в этом случае займет меньше времени.
Варианты пользования системой
Если водитель многотонника, весящего более 12 тыс. кг, отдает предпочтение составлению маршрутной карты, то оплата проезда по федеральным трассам производится заранее. Но для этого необходимо точно знать весь маршрут и неукоснительно следовать ему. Отклонение от заданного пути, проезд не в том месте, приведет к наложению штрафа на владельца. Заплатить можно, посетив Центр информационной поддержки пользователей (ЦИПП), либо через личный кабинет на сайте системы (доступ возможен и с мобильных устройств). Также можно воспользоваться терминалами самообслуживания. Вариант онлайн-платежа должен быть произведен не позднее чем за шесть часов до поездки. Для мобильных девайсов есть соответствующее мобильное приложение.
Если же выбор сделан в пользу бортового устройства, то необходимо лишь своевременно пополнять свой расчетный счет, с которого денежные средства будут вычитаться при каждом проезде мимо специально оборудованных рам на автотрассах. Этот способ расчета предпочтительнее. Само приспособление выдается бесплатно, но использовать его можно только на одной автомашине – переставлять на другой автомобиль нельзя, замена каким-либо аналогом тоже недопустима.
Кроме стационарно установленных средств контроля и слежения за соблюдением предписаний нововведения, мониторинг осуществляется также с мобильных пунктов – автомобилей, оснащенных спецоборудованием. Информация, полученная с помощью мониторинга, транслируется напрямую в ЦИПП, где она изучается, и в случае обнаружения нарушений на водителя налагается штраф.
Бортовое устройство
Что представляет собой бортовое устройство? Это небольших размеров прибор, подключаемый к прикуривателю. Крепится он к лобовому стеклу автомашины. Прибор не должен устанавливаться в том месте лобового стекла, где осуществляется его обогрев. Имеются еще некоторые условия, которые нужно соблюдать при установке, для этого необходимо ознакомиться с прилагаемой инструкцией.
Функция прибора – автоматическое определение маршрута движения, для чего предусмотрена связь со спутниковыми системами ГЛОНАСС и GPS. В «Платон» сведения о перемещениях автомобиля передаются прибором уже посредством сотовых сетей. Настраивать приспособление не требуется. При любых неполадках в его работе следует обращаться к оператору, замена устройства может быть произведена в ближайшем центре обслуживания.
При использовании бортового прибора нужно обязательно следить за его состоянием – индикатор «Статус» должен светиться зеленым светом. Любые другие варианты состояния этого индикатора сигнализируют о том, что прибор не выполняет своих функций. Продолжение езды с таким устройством будет считаться нарушением и повлечет наложение штрафа на дальнобойщика.
Штрафы и льготы
В связи с кризисной ситуацией государство не имеет возможности выделять дополнительные средства на поддержание автодорог в должном состоянии. Но оставлять эту отрасль совсем без средств нельзя – дальнейшее разрушение автотрасс только усугубит кризисные явления. Что же делать? Проблемы, по мнению российских чиновников, могут быть решены благодаря запуску «Платона» – сбор за первые 12 месяцев может составить около 40 миллиардов рублей. Но с этими предположениями согласны не все. Часть дальнобойщиков, приняв «правила игры», стали регистрироваться, оформлять маршрутные карты, получать бортовые приборы и продолжать грузоперевозки. Другие же дальнобойщики скептично отнеслись к нововведению, в результате чего власти идут уступки.
Многочисленные протесты дальнобойщиков возымели силу, и правительство приняло решение о внесении определенных изменений в систему взимания денег. Власти стали делать шаги навстречу протестующим. Во-первых, более чем в два раза был снижен тариф – до конца февраля была установлена стоимость километра федеральной трассы в размере 1,53 рубля, изначально же планировалось взимание 3,73 рубля. С начала марта стоимость стала равна 3,06 рубля за километр, что тоже меньше заявленной ранее суммы.
Во-вторых, первоначальный уровень штрафов был снижен практически в сто раз. Если с юридических лиц планировалось брать суммы от 450 тысяч до одного миллиона (в зависимости от того, первым является данное нарушение или повторным), то после изменений штрафы с владельцев многотонников снизились до 5 тысяч при первом нарушении и до 10 тысяч рублей при повторном.
В-третьих, взимание штрафов до конца апреля текущего года производится только в столичной области.
Кроме того, Минэкономразвития России выступило с предложением сохранить для многотонных грузовиков льготный тариф на 12 месяцев. Другое важное решение, сделанное для уменьшения нагрузки на перевозчиков, – отказ от индексирования платы в зависимости от уровня инфляции.
Также по указанию Президента России, готовится законопроект о вычетах. Его вступление в силу уменьшит транспортный налог для фур на величину «платоновских» отчислений.
Эксперты считают, что в этих решениях есть недостатки, поэтому впоследствии возможны проблемы. Придется что-то делать, ведь замороженный тариф в сумме с вычетами недодаст казне более 24 миллиардов рублей.
Какое развитие даст введенная система
В связи с вводом новых поборов возникает вопрос о распределении дохода – куда идут собранные деньги? Есть предположение, что пользу от нововведения получат не только автомобильные трассы. Удорожание автоперевозок вынужденно перенесет часть нагрузки. Но куда? На железнодорожный и водный транспорт. Значит, благодаря перераспределению грузоперевозок соответствующие отрасли получат дополнительный стимул к развитию. Тем самым могут быть решены проблемы, касающиеся не только автомобильных трасс.
Дорожная инфраструктура начнет обновляться после получения первых «платоновских» денег. Для принятия решения о том, на реализацию какого проекта и в какой регион полученные деньги будут направлены в первую очередь, проводятся семинары. И тут все зависит от расторопности и предприимчивости руководителей проектов.
Проект строительства объездной трассы в Хабаровском крае был предложен одним из первых. Его реализация позволит разгрузить автодороги областного центра.
Елена Семенова, начальник Управления правового обеспечения и проектов государственно-частного партнерства ФДА, обращает внимание на то, что предпочтение будет отдаваться проектам, для реализации которых требуется внесение не меньше 1,5 миллиарда рублей. Создаваемые инфраструктуры так же будут приносить прибыль благодаря взиманию платы за пользование ими.
Мировой опыт
Россия не первая и не последняя страна, осуществившая запуск системы взимания платы за проезд по федеральным трассам. В Беларуси денежные средства взимаются не только с автотранспорта, масса которого превышает 12 тонн. Проезд по платным участкам должны оплачивать и машины, весящие больше 3,5 тонны, а также легковые автомобили, незарегистрированные в Таможенном союзе. Относительно величины взимаемых средств, то белорусский тариф дороже примерно в шесть раз.
В Европе осталось менее 12 стран, которые не взимают денежные средства за пользование автотрассами. В некоторых странах используются виньетки – наклейки на лобовом стекле, подтверждающие оплату дальнобойщиком дорожного сбора и позволяющие осуществлять контроль. Покупаются наклейки обычно на въезде в страну, на приграничных автозаправках. Существуют варианты приобретения виньеток через интернет.
В таких странах, как Швеция, Англия, Дания, Голландия, ситуация с подобной оплатой проще – имеется один-два участка, где водители должны платить деньги за проезд. Это мост или тоннель, по которому идут машины.
А в Германии введение в действие мер по сбору налога за проезд может быть отложено на неопределенно долгое время. Почему? Потому что Еврокомиссия считает, что германский вариант ущемляет права иностранцев – дорожный сбор, вводимый Германией, будет иметь меньший размер для граждан страны. В случае преодоления разногласий по этому поводу закон об оплате пользования трассами Германии вступит в силу в течение 12 месяцев.