Есть ли аналог системы Платон в Европе
Система Платон введена в действие в РФ с 15 ноября 2015 года. Цель ее взимание платы с большегрузных транспортных средств (массой свыше 12 тонн), за наносимый ими ущерб федеральным трассам и региональным дорогам. При экономических подсчетах, было принято решение полученные деньги пускать на ремонт и строительство дорог, мостов, тоннелей, того в чем нуждается дорожное строительство в стране. Система Платон вызвала неоднозначное отношение к такому решению у водителей большегрузов и владельцев фирм, занимающихся грузоперевозками.
Платежи в системе Платон
Возникли некоторые вопросы по другим дорожным налогам, о стоимости километража. Первоначально стоимость километра пути составляла 1, 53 рубля, с 29 февраля 2016 года она была поднята до 3,06 рубля за километр. Платежи за износ трассы принимаются путем осуществления банковских операций, приема платежей с банковской карты, пользуясь терминалом или при помощи автоматического перечисления на счет системы Платон. Наличный расчет не предусмотрен. Каждый водитель ТС входящего в категорию должен быть зарегистрирован в системе Платон. Регистрация осуществляется:
- посредством регистрации на сайте системы Платон;
- в ближайшем центре обслуживания;
- с помощью терминала.
Регистрация
Незарегистрированные водители и их транспортные средства будут подвергаться административным взысканиям в виде штрафов. Размеры штрафов уменьшены и составляют 5 тыс. рублей за первый случай уклонения от уплаты за порчу дорог и 1 тыс. при повторных случаях, они перечислены в статье 12.21.3 КоАП. На сайте висит объявление, что водители, не зарегистрировавшиеся в системе Платон до 15 апреля 2016 года, не смогут оформить маршрутную карту. Регистрация предполагает инструкцию для облегчения пользователям. Вносятся личные данные о водителе и его транспортном средстве:
- идентификационный номер;
- номер контактного сотового телефона;
- логин и адрес электронной почты;
- копия регистрационного транспортного средства;
- реквизиты банка.
Законопослушный водитель автотранспорта может оформить маршрутную карту или через 5 дней после официальной регистрации получить в пользование бортовое устройство, прикрепляющееся к лобовому стеклу автомобиля. Оплата с бортового устройства происходит автоматически, по пройденному километражу.
Маршрутная карта оформляется и оплачивается до выхода на маршрут, одноразово. В ней указываются начало и конец маршрута, промежуточные точки в пути следования, дата и время движения, номер и регистрационный знак транспортного средства.
Опыт других стран
Есть ли аналоги Платона в Европе, и в мире? В Европе не все страны взимают оплату за использование дорог. В некоторых она осуществляется за пройденный отрезок пути, в других предусмотрена покупка виньетки (наклейки). Виньетка предусматривает временную оплату за проезд (на неделю, месяц, год). За участок дороги оплата взимается в от пройденного расстояния. Существует специальная оплата – прохождение по пути следования мостов, тоннелей, паромов.
Качество Европейских дорог отличное и не вызывает сомнений, что деньги расходуются по необходимости поддержания этого качества.
Оплата разная, но учитывая доходы граждан этих стран, не бьет их сильно по карману. При наличии платных автобанов и дорог всегда существуют их бесплатные аналоги. Платежи за платные дороги вносят все участники движения, в разных странах в мире по-разному, есть сетка цен для автомобилей различных классов, самый дорогостоящий проезд по дорогам из европейских стран во Франции. Эти схемы не аналоги Платона, где возмещение ущерба ориентировано на большегрузные виды транспорта.
Европейские методы
Относительно грузового автотранспорта, его передвижения и оплаты денежных сборов, в странах, ЕС в 2006 году были внесены поправки в директиву 1999/62/ЕС. Они обобщили правила уплаты налогов за использование магистралей. Общие правила учитывают длину пройденного пути, сборы с грузовиков массой превышающей 3,5 т, продолжительность использования объектов инфраструктуры. Введение дорожных сборов необязательно для стран состоящих в ЕС, но правила директивы должны учитываться, при введении страной оплат с большегрузов.
В 90-х годах комиссия ЕС внедрила систему Eurovignette, для качественного гармоничного обобщения налогов в разных странах союза. Эта система зависит от продолжительности поездок.
Взимается с соотечественников и международных пользователей. Размер платы связан с количеством осей и экологичности вида транспорта (класс Евро). Недостатки системы в дублировании некоторых транспортных налогов. Оплата удобна и доступна в кемпингах, через терминалы, при переходе границы, на заправках. Водитель получает сертификат. Контроль проводится полицейской службой на таможне, неуплата ведет к штрафам в тройном размере от неуплаченной суммы.
Данные о международных перевозчиках, нарушивших закон, сохраняются в базе данных 2 года. Система совершенствуется применением электронных средств. Система Платон — это аналог Европейской системы в каких-то аспектах, но глядя на качество дорог и магистралей, в Европе это скорее поддержание порядка, на уже предоставленных качественных объектах инфраструктуры.
В Германии
Немецкий опыт транзитной страны по грузоперевозкам заслуживает внимания. В согласовании с директивой 1999/62/ министерство транспорта Германии внедрило электронную систему (LKWMaut) сбора пошлин с грузовиков на основе дистанционного реагирования с помощью GPS. C 1 января 2005 года, со всех тяжеловесных автомобилей (массой свыше 12 т), взимается налог, для прохождения автотрасс.
Контроль осуществляется:
- автоматизированным способом;
- при помощи контрольных постов с помощью арок с интервалом около 80 км;
- стационарный контроль, производимый Федеральным ведомством (BAG);
- мобильными группами, они могут остановить, проверить наличие бортового устройства OBU, оплат в другом режиме.
Дорожные сборы не платят ТС принадлежащие специальным службам (армейским, полицейским, гражданской обороне и др.).
Чешский опыт
Чехия использует электронные микроволновые технологии, не влияющие на экологию, приборы Premid. Оплата проводится за участки дорог, где взимается сбор. Стоимость 1 км пути отталкивается от количества осей автотранспорта и его выбросов в окружающую среду. Сбор осуществляется автоматически с прибора, он одинаков для граждан страны и международных пользователей.
Регламентируется законодательной базой Чешской Республики (№484/2006 Свода законов и постановлением Министерства транспорта ЧР №527/2006). Нарушения выявляются стационарным и мобильным контролем. Приобрести бортовое устройство, получить все консультации по поводу оплаты пользователям можно на контактных пунктах.
Австрийская система
В Австрии оплата за пользование дорог грузовым транспортом с массой свыше 3.5 тонн введена в 2004 г. Используются микроволновые технологии. Заказчик проекта Министерство транспорта Австрии, компания KAPSCH является исполнителем, эксплуатирует систему государственная дорожная компания ASFINAG. Оплата производится сразу и по предоплате. Невысокий процент нарушений.
Другие участники дорожного движения проводят платежи по системе Evrovignette. Автоматизированы учет и оплата, бортовые электронные устройства (GO-Box) контролируют пройденное расстояние. Стоимость устройства 5 евро, его можно купить в самой Австрии и за ее приделами. Каждое бортовое устройство закрепляется за конкретным транспортным средством.
Рассмотрев несколько примеров денежных сборов с грузового транспорта в Европе, можно найти общие принципы действия с системой Платон.
Но жители Европейских стран спокойно относятся к дорожным сборам, и международные перевозчики принимают правила игры, потому, что качество дорог соответствует требованиям, ускоряет доставки грузов.