Введение системы Платон для большегрузов
Система сбора денежных средств за проезд Платон была введена в действие 15 ноября 2015 года. Она нацелена на взимание оплаты с большегрузных транспортных средств (массой свыше 12 тонн) за ущерб, наносимый ими федеральным трассам и региональным дорогам. Накопленные со сбора за проезд и износ трасс деньги будут распределяться на строительство дорог, мостов, улучшение качества трасс. Это решение правительства подкреплено законодательной базой. Практика взимания платы с большегрузов есть в Европейских и других странах.
Система платежей
Это новая система платежей, принята она водителями и владельцами автотранспорта, занимающегося грузоперевозками, была не однозначно. На сегодняшний день система Платон работает, отклоняющиеся от платежей водители наказываются штрафами. В появлении системы Платон участвовали Федеральное дорожное агентство и ООО «РТ-Инвест Транспортные системы».
Дорожное агентство нацелено распределять накопленные средства с платежей большегрузов. От платежей по системе Платон освобождается легковесный транспорт, перевозящий пассажиров, тяжелый военный транспорт, и автотранспорт специального назначения. Нормативные документы, согласно которым на территории России запущена система Платон отражены на сайте в полном объеме.
Регистрация
Оплатить дорожные сборы за проезд, за каждый километр пути водители большегрузов могут несколькими способами, но все эти варианты связаны с банковским движением средств. За наличный расчет проезд по федеральным трассам не оплатить, необходимо оформлять банковскую карточку. Для удобства оплаты платежей в системе Платон создан сайт http://platon.ru/. На нем каждый имеющий доступ в интернет водитель может зарегистрироваться, открыть личный кабинет и проводить необходимое количество платежей за проезд по маршруту.
Водитель проходит пошаговую регистрацию, вводит свои личные данные и сведения о транспортном средстве.
Форма регистрации:
- идентификационный код;
- номер своего сотового телефона;
- логин, код, e-mail, пароль;
- копию регистрационного транспортного свидетельства;
- реквизиты банка.
Данные обрабатываются и проверяются в течение 5 дней. После проверки водитель получает доступ в личный кабинет и может получить бортовое устройство. Количество документов для оформления может быть больше у юридических лиц и ип. Для регистрации в центре обслуживания системы Платон нужен паспорт и свидетельство о регистрации транспортного средства.
Способы оплаты
Отчисление за проезд может проводиться по банковской системе:
- автоматически по банковской карте;
- перечислением на банковский счет через терминал.
Перечисление платежей за проезд должно производиться до выхода большегрузов на маршрут, иначе он может подвергаться штрафу (данные о штрафных санкциях можно получить в статье 12.21.3 КоАП).
Оплату платежей можно проводить всем зарегистрированным водителям.
Регистрация проводится:
- на официальном сайте;
- в центрах обслуживания;
- через терминал.
С 15 апреля 2016 года незарегистрированные транспортные средства и водители не смогут оформить маршрутные карты на проезд. Эта информация есть на сайте системы Платон. Стоимость 1 км пути с 15 ноября 2015 года до 29 февраля 2016 года составляла 1, 53 рубля, с 29 февраля текущего года стоимость за проезд километра пути составляет 3, 06 рубля.
Способы подсчета километража
Для подсчета пройденных километров допустимо использование двух вариантов:
- маршрутная карта;
- эксплуатация бортового устройства.
Маршрутная карта оформляется перед каждым маршрутом. Карту можно оформить на сайте в личном кабинете, в центре обслуживания и через терминал. Для оформления маршрутной карты владелец ТС должен указать:
- начало и конец маршрута, несколько промежуточных пунктов;
- дату и время начала движения по заданному пути;
- государственный регистрационный знак ТС;
- номер свидетельства о регистрации автотранспорта.
Бортовое устройство выдается каждому пользователю индивидуально для конкретного транспортного средства. Для этого нужно заключить договор с оператором, посетив Центр информационной поддержки пользователей. Устройство дается в безвозмездное пользование, после оформления документов и обязательной регистрации. С него удобно автоматически перечисляются платежи, не нужно каждый раз оформлять маршрутную карту. Информация о маршруте и пройденных километрах считывается системами спутниковой навигации ГЛОНАСС/GPS. Из неудобств:
- нужна дополнительная розетка на 12 Вольт;
- устанавливается на лобовом стекле вне зоны обогрева;
- неработающее устройство не исключает штрафных санкций.
Штрафы
Первоначально была принята высокая шкала штрафов за отсутствие регистрации и уклонения от уплаты за нанесенный ущерб дорогам. Но по новой редакции КоАП, вошедшей в силу в декабре 2015 года, штрафы значительно снижены. Теперь за первое нарушение положены административные взыскания в размере 5000 рублей, за повторное в размере 10000 рублей. Для всех владельцев тяжеловесного транспорта как частных, так и юридических лиц.
В результате автоматической работы системы, машины не будут останавливаться на трассе. Будет считываться информация о наличии или отсутствии бортового устройства.
Работники ГИБДД принимают решение о наложении штрафов основываясь на видеоматериалы и фотофиксации.
Цель введения системы взимания платы за наносимый ущерб дорогам большегрузами имеет под собой почву, важно, чтобы эти средства действительно пошли на ремонт дорог и улучшение их состояния для лучших условий для грузоперевозок и передвижение всего транспорта. Инфраструктура системы Платон развивается и расширяется. Планируется еще установить рамки стационарного контроля. Кол-центры работают на двух языках: русском и английском. Установлены терминалы во всех регионах. Система успешно работает на сегодняшний день.
Налог на прибыль
Многих собственников транспортных средств интересует, как будет насчитываться налог на прибыль при взимании средств по системе Платон. В пояснениях Минфина говорится, что оплата в систему будет учитываться в статье расходов при расчете налога на прибыль. Документально подтвержденные расходы подтвердятся маршрутной картой и данными с бортового устройства автотранспорта.
Сторонники, поддерживающие введение системы Платон в действие, оптимистично смотрят в будущее, считая, что это не приведет ни к повышению цен, ни к другим глобальным негативным изменениям, а в результате качество дорог в стране улучшится.