Система «Платон»
Не успело это понятие появиться на слуху, как вокруг него уже возник целый ряд споров. Так что же это такое, и с чем оно связано? «Платон» — это нововведение системы российских грузоперевозок. Суть в том, что с автомобилей с разрешенной максимальной массой свыше 12 тонн будет взиматься плата. Обосновывается это тем, что такие автомобили портят дороги, потому что их воздействие на покрытие равно проезду 25000 – 50000 легковых автомобилей.
Взимаемая плата системы «Платон»
Государство не может полностью компенсировать нанесенные убытки и восстанавливать поврежденные участки. Говоря простым языком, система заключается в таком девизе: «кто пользуется, тот и обустраивает». Наносимый ущерб в 2.5 раза превышает ежегодное выделение средств на ремонт федеральных дорог. То есть, это вполне логичное и обдуманное решение. Взимать плату за ущерб с тех, кто наносит этот ущерб. Даже дословно «Платон» расшифровывается как словосочетание «плата за тонны».
Похожие методы практикуются во многих европейских, американских странах. И все население этих стран считает это оптимальным решением и хорошим выходом из сложившейся ситуации. Только вот как эта система будет функционировать на российских дорогах. И насколько возможно ввести ее за тот короткий строк, который был принят?
Сколько «стоит» километр?
Система введена законодательством в действие с 15 ноября 2015 года. Но готов ли «Платон» адекватно и полноценно выполнять запланированную работу. Прежде всего, знак вопроса остался над стоимостью выплат. Цена будет зависеть от продолжительности пути. Расчет будет проводиться километражно, то есть определенная стоимость умножается на сумму километров, которые проехал автомобиль. При запуске этой программы стоимость была 3.73 рубля за километр, хотя изначально цена составляла 3,5 рубля, но потом поднялась с учетом инфляции.
С 29 февраля 2016 года предусматривается применения к стоимости коэффициента 0,41, что снизит плату до 1.53 рубля за километр, а оплата будет взиматься лишь за проезд по дорогам Московской области. А с 1 марта коэффициент составляет 0.82. То есть плата уже будет составлять 3.06 рубля за километр и применяться ко всем дорогам федерального значения. Все деньги переводятся на счет Дорожного Фонда РФ. А Дорожный Фонд уже перечисляет их на региональные и федеральные проекты (от модернизации развязок, установки мостов и до ремонта дорог и создания объезда городов).
Оплата может производиться через дорожные карты или специальные электронные приборы, которые передают информацию на электронные рамки, расположенные на отдельных автотрассах с наибольшей пропускной способностью.
Из-за этих изменений, постоянных перестроек очень сложно организовывать сбор выплат, ведь за неуплату назначаются штрафы, но здесь законодательство тоже не могло придти к единому мнению, постоянно вносились поправки и изменения. Но сейчас действует штраф 5 тысяч рублей за единичное нарушение и 10 тысяч за повторное, но штраф взимается не более одного раза в день, вне зависимости от зафиксированных случаев нарушения. Эти штраф действуют как для частных предпринимателей, так и для юридических и физических лиц.
Регистрация автомобилей
После введения в эксплуатацию системы, все физические, юридические лица, частные предприниматели должны были зарегистрировать все тяжеловесные автомобильные средства с разрешенной массой свыше 12-ти тонн. Регистрацию можно оформить через:
- онлайн-сервис;
- информационную службу поддержки пользователей «Платон».
Но и здесь существует несколько проблем. Из-за перегруженности системы очень сложно было оформить транспортное средство. А у многих предпринимателей автомобилей достаточно много, регистрация занимает время.
Оплата может производиться разными путями:
- терминалы самообслуживания системы «Платон»;
- оплата в офисах «Платон»;
- в личном кабинете с помощью банковской карты;
- банковский перевод на счет оператора;
- сеть QIWI.
Наносимый ущерб
На этот момент в системе «Платон» зарегистрировано 50 774 федеральные дороги. Ожидаемый ежегодный размер выплат, полученных от работы системы, — 40 млрд рублей. Это позволит Дорожному Фонду больше внимания обращать на федеральные проекты, а на региональные – будут идти средства из «Платона», ведь раньше он не мог полностью покрыть все расходы из-за нанесенных ущербов на всей протяженности дорог России. 56% наносимого вреда припадает именно на тяжеловесный транспорт. А ежегодные затраты на ремонт и содержание дорог составляют около 245 млрд рублей.
Во многих европейских странах давно работают похожие системы. Ремонт дорог оплачивают те, кто на них зарабатывает и тем самым портит их. Но в европейских государствах стоимость взимаемых средств намного выше.
Информирование о введении
О введении этой системы начали говорить еще весной 2015 года. Она обсуждалась в интернете, создавались круглые столы с участием представителей от дорожного агентства, самих грузоперевозчиков, частных предпринимателей и других, кто как-либо заинтересован в этом вопросе, имеет к нему какое-то отношение. Разговоры велись также на профильных офлайн-площадках. А в августе того же года уже началась регистрация тяжеловесных транспортных средств. Спустя лишь две недели реестр уже составлял 600 тысяч автомобилей. 23 тысячи машин ежедневно оформлялись там уже к середине ноября.
Влияние на цены
После обсуждения всего этого сразу же возник вопрос: будет ли это иметь какое-то влияние на ценовую политику? Конкретного ответа не было получено от государственных организаций и официальных лиц. Но сами грузоперевозчики говорят, что, цена на перевозимый продукт все же подымется. Ведь никто не хочет работать себе в убыток. Все деньги, которые потрачены на продукт, должны вернуться и слова влиться в работу. А ведь в Российской Федерации и без того работает налог и акциз, то есть с «Платоном» насчитывается тройной налог. Поднятие цен вряд ли коснется каких-то повседневных и будничных вещей. Аргументируют это тем, что хлеб-то тяжеловесами не возят.
Мы можем сделать только свой вывод о том, что предприниматели не будут оплачивать это из своего кармана себе в убыток. Если это и правда будет требовать больших средств, то оно будет окупаться стоимостью товара.
«За» и «против»
Все отмечают неоспоримый плюс того, что появятся дополнительные средства на ремонт автотрасс. Ведь это будет преимуществом для самих грузоперевозчиков. Сократится срок перевозки, сам автомобиль будет дольше находиться в хорошем состоянии и больше прослужит. Еще это внесет дополнительные средства в бюджет.
Но имеются и высказывания, которые указывают не на оппозицию к системе, но говорят о ее неготовности к эксплуатации. Регистрационные системы онлайн уже подвергались попыткам взлома. «Платон» иногда работает очень медленно, дает сбой. А также грузоперевозчики указывают на высокую цену, хотя она на дорогах России самая низкая среди стран с аналогичной системой. Постоянные поправки мешают придти к выводу, какие же штрафные санкции применять к нарушителям, частые изменения запутывают самих предпринимателей и водителей. Техническая проблема заключается в том, что рамок для прохождения устройства пока мало, а маршрутные карты не так удобны, они требуют подробного заполнения, а значит – времени.
Так какой же можно сделать вывод? Эта система имеет много плюсов, она целесообразна и оптимальна, но она нуждается в модернизации и усовершенствовании. Лишь ее хорошая и быстрая работа поможет ей заслужить доверие грузоперевозчиков.