Как маркировать груз?
Перед перевозками на любом транспорте товары должны быть промаркированы. Это подразумевает нанесение на упаковку информации, необходимой для надлежащего обращения с грузом при его погрузке, транспортировании и выгрузке. Также маркировка грузов предупреждает о возможных последствиях неверного обращения с упакованным товаром.
Вся транспортная маркировка состоит из манипуляционных знаков и надписей. Единообразно маркируются все упакованные товары, перевозимые любым транспортом. Исключение составляют почтовые грузы, а также перевозки специализированным транспортом.
Манипуляционные знаки
Это специальные знаки, инструктирующие о порядке обращения с грузом при погрузке, перевозках и разгрузке. Они представляют собой выполненные в лаконичном стиле рисунки. Изображения на рисунках предельно просто и понятно предупреждают о свойствах товара, от которых зависит правильное с ним обращение. В случае невозможности понятного графического отображения этих свойств допускается использовать также предупреждающие надписи. Нормативным документом предусмотрено использование 23 позиций разных манипуляционных знаков, на упаковке товара обозначают № позиции знака в документе либо его точное наименование по ГОСТ 14192-96.
Теневое изображение бокала – позиция № 1 предупреждает о хрупкости груза и необходимости осторожного обращения с ним. Такое же изображение раскрытого зонта с падающими на него дождевыми каплями (позиция № 3 «Беречь от влаги») говорит о необходимости защищать товар от влаги; перечеркнутое изображение крюка грузоподъемного механизма (позиция № 8 «Крюками не брать») предупреждает о неприменимости крюковой разгрузки.
Надписи в маркировке груза
Надписи подразделяются на основные, дополнительные и информационные виды.
Основные содержат наименование получателя товара, пункта доставки (если необходимо – пункта перегрузки) и его принадлежность сокращенно (отделение железной дороги или пароходство). Далее приводится число товарных мест и номер каждого из них (в числителе номер в партии, в знаменателе – сумма мест в этой партии).
Дополнительные надписи содержат наименование отправителя груза, пункта его отправления и сведения об организации, перевозящей товар.
Информационные сообщают массу товара в килограммах (брутто и нетто) либо в штуках, габариты в сантиметрах (при малых размерах можно не указывать).
Расположение маркировки
Транспортная информация для перевозок наносится на упаковочную тару либо ярлыки из любых материалов. Способ выполнения транспортной маркировки обязан обеспечивать ее сохранность и читаемость в течение требуемого срока хранения упакованного груза.
Маркировочные надписи наносятся на одну из боковых граней упаковки товара, но информации нужно обеспечить легкое прочтение.
Манипуляционные знаки и сопровождающие их тексты помещают на каждом отдельно выгружаемом месте на двух смежных гранях упаковки, в левых верхних углах стенок.
На цилиндрическую тару информацию помещают на корпусе и любом из днищ, на мешках – с любой из сторон.
На пакеты, транспортируемые на поддонах, маркировку наносят видимой со всех возможных сторон захвата ее погрузчиком.
В левом верхнем углу упаковки (ярлыка) располагают манипуляционные знаки и дополняющие их надписи. В правом верхнем углу указываются сведения о грузоперевозчике. По центру наносится информация о количестве мест в партии и их порядковый номер, ниже – грузополучатель и пункт назначения, под ними – пункт перегрузки.
Внизу по центру указывается масса брутто, под ней – нетто. Внизу слева – сведения об объеме и габаритных размерах. В правом нижнем углу указывается грузоотправитель, под ним – пункт отправления, ниже при необходимости – страна отправления.
Нанесение маркировки
Маркировку допускается наносить любым доступным способом при условии обеспечения ее читаемости и долговечности. Допускается применение:
- типографского и гальванического способа;
- выдавливания, штамповки или печатания;
- нанесения штемпелем и окраской по трафарету;
- нанесения от руки краской и кистью.
Крепление ярлыков к упаковке или грузу можно проводить любым методом, не нарушающим сохранность груза и не повреждающим маркировку. Это может быть:
- приклеивание;
- привязывание шпагатом либо проволокой;
- привертывание крепежными изделиями;
- другие способы.
Для нанесения маркировки должны применяться нестираемые красители, надписи и знаки не должны быть липкими.
Черный цвет для маркирования является предпочтительным. При его неразличимости на фоне цвета тары применяется белый цвет.
Нельзя применять цвета, схожие с применяемыми для обозначения опасных грузов.
При применении для транспортировки автотранспорта и универсальных контейнеров надписи можно ограничить указанием массы.
Размеры элементов маркировки
Ярлыки изготавливаются размером, достаточным для размещения всей необходимой информации, соотношение сторон ярлыка предпочтительно равным 2:3. В зависимости от размера упаковки рекомендованы следующие размеры ярлыков:
- 52х74 мм при ее длине и ширине не больше 1 метра и высоте до 190 см;
- 74х105 мм при ее длине и ширине 1 метр, но высотой более 190 см;
- 105х148 мм при ее длине или ширине больше 1 метра;
- 148х210 мм при 1,5 м и более.
Манипуляционные знаки выполняются размерами, пропорциональными вышеуказанным размерам для ярлыков.
Высота шрифта выбирается, в зависимости от размера одной из сторон груза, для основных надписей и данных перевозчика:
- шрифт 30 мм при ее размере до ½ метра;
- 50 мм – от ½ до 1,5 метра;
- 100 мм – более 1,5 метра.
Остальные надписи выполняются шрифтами высотой:
- 10 мм при размере до ½ метра;
- 15 мм – от ½ до 1,5 метра;
- 30 мм – более 1,5 метра.
Маркировка тары
На тару или на ярлык к ней наносится информация об ее изготовителе, номере по нормативу и номере устанавливающего нумерацию документа, национальный экологический знак.
Нанесение транспортной информации о таре производится изготовителем в тех ее местах, которые не предназначены для внесения сведений о грузе.
Способы нанесения применяются те же, что и для маркировки груза, аналогично выбирается шрифт.
Маркировка опасных грузов
При перевозках материалов из небезопасных веществ маркировка грузов о виде и степени представляемой ими опасности размещается непосредственно на каждом экземпляре груза. Исключения допускаются, если при перевозке достаточно видима маркировка на боковой и торцевой стороне упаковочного места.
При перевозке в одном контейнере различных таких грузов транспортная маркировка его должна содержать сведения о видах опасности всех грузов.
Содержание маркировки опасных грузов:
- на упаковке: обозначение знака опасности, наименование, номер, установленный ООН и шифр классификации;
- на контейнере: обозначение класса опасности и установленного ООН номера, дополнительно – № аварийной карточки при перевозке железнодорожным транспортом.
Изображения знаков опасности оформляются в квадрате, повернутом на 90 градусов (углом вниз) с размером стороны:
- 100 мм или больше на пакете или другой упаковке (при ее небольших размерах можно использовать 50 мм);
- не менее 250 мм на контейнере, если таковой не умещается – можно уменьшить до 150 мм.
Черная рамка квадрата располагается в 5 мм от стенок вовнутрь квадрата.
Знак опасности имеет в верхней половине символ опасности вещества, по горизонтали между углами – текстовое изложение видов опасности. В нижней части знака проставляется № класса или подкласса данного груза.
На основных знаках указывается еще №, установленный ООН цифрами черного цвета, 65 мм высотой. Можно этот № проставлять рядом со знаком в прямоугольнике оранжевого цвета не меньше 120х300 мм, цифры номера должны быть не ниже 25 мм.
Опасные грузы 1 класса из специального перечня маркируются:
- знаком опасности по ГОСТ 19433-88;
- условным № согласно перечню веществ такого класса, изображенным в треугольнике с равными сторонами, размер сторон в зависимости от габарита груза 50, 80 или 150 мм;
- если предполагается документацией изготовителя – знак по ГОСТ 14192-96.
Нанесение маркировки производится на груз сбоку и с торца, если это невозможно – на его крышку. Тогда в дверной проем вагона вывешивается табличка с маркировкой.
Если груз в футлярах, на поддонах – манипуляционный знак размещается на поддоне, остальная информация должна присутствовать на каждом футляре.
Упаковка небольших размеров может быть промаркирована надписью «Взрыв».
Маркировка товаров имеет целью полное информирование участников процессов их обработки о правилах обращения с материальными ценностями. Она уменьшает шансы на повреждения грузов. Правильно выполненная маркировка ускоряет доставку товаров.