Понятие и виды международных перевозок
Международные перевозки представляют собой один из способов доставки грузов, осуществляемых между различными государствами. Доставка производится с помощью воздушного транспорта, морского, автомобильного и железнодорожного.
Правовое регулирование
Для правового регулирования перевозок установлены необходимые положения и соглашения (транспортные конвенции).
В них содержатся:
- унифицированные нормы, понятия и правила;
- основные требования к сопроводительной документации;
- положения о приемке, перевозке и выдаче товаров;
- гарантии сохранности товаров;
- условия доставки грузов, представляющих опасность, и наличие у перевозчиков допусков к их транспортировке;
- соответствующие положения по процедуре претензий в случае несоответствия полученного товара заявленным требованиям.
Большое значение имеют и внутригосударственные акты. К ним относятся уставы и кодексы, регулирующие основные законы по перевозке грузов различными видами транспорта.
Договоры
Для придания товару международного статуса необходимо заключить соответствующие договоры. В них предусматриваются основные понятия и положения.
Для того чтобы упростить процедуру происходит объединение положений по внутренним и международным сообщениям. Теперь международные перевозки осуществляется по одинаковым же правилам.
Договор заключается по следующей схеме: транспортная организация обязуется доставить необходимый товар, а грузовладелец возмещает расходы. В них имеются положения:
- все операции регламентируются международными конвенциями и положениями внутреннего права при отсутствии таковых;
- в данном договоре представителем одной стороны должно быть иностранное лицо;
- исполнение соглашений осуществляется с применением коллизионных норм, то есть отправку грузов выполняют с учетом законов страны отправления, а выдачу – с учетом законов страны прибытия.
Все указанные положения должны отражаться в сопроводительной транспортной документации. Виды договоров международных сообщений зависят от используемого транспорта: железнодорожного, воздушного, автомобильного или морского. В каждом из них имеется своя специфика отгрузки, доставки и выгрузки продукции.
Морские перевозки
Среди всех видов транспортных сообщений морской является наиболее удобным и выгодным. Он отличается достаточно низкой ценовой политикой и возможностью доставки больших и объемных грузов. Осуществлять международные перевозки можно с использованием чартера либо коносамента.
Чартер
Понятие чартера представляет собой документ, содержащий соглашение фрахтования. Его используют для перевозки больших партий грузов. Арендуется все судно или какая-то часть его.
Вид способа доставки зависит от взаимоотношений между перевозчиком и грузовладельцем. В разработке основных положений чартеров принимают участие многие организации, среди которых: Международная палата судоходства Великобритании, Америки и Японии.
Содержащиеся в чартерах договоренности и положения диспозитивны, что дает право сторонам вносить необходимые изменения.
Обязательным в чартере должны быть следующие данные:
- название судна;
- описание вида перевозимой продукции;
- наименование каждой из участвующих в договоре сторон;
- размеры фрахта;
- указание адреса погрузки груза;
- указание точного адреса пункта назначения;
- наличие допуска для перевозки особо опасных товаров.
Чартер может включать дополнительные понятия, положения и оговорки. Подпись документа осуществляется перевозчиком и фрахтователем.
Коносамент
Коносамент представляет собой документ, предоставленный перевозчиком владельцу груза. Он подтверждает факт получения и гарантии доставки товара в пункт назначения. Подписать его может лицо, получившее полномочия перевозчика.
Если коносамент подпишет руководитель морского судна, то это приравнивается к подписи самого перевозчика. Подпись разрешается делать всеми возможными способами: факсимиле, штамп, от руки или при помощи любых электронных средств. Для лиц, получающих груз, коносаменты могут быть либо именными, либо ордерными, либо предъявительскими.
Если осуществляются морские международные грузовые перевозки, то возможными вариантами коносаментов могут быть прямые (сквозные), которые бывают: морскими сквозными, обычными сквозными и коносаменты, выданные на смешанные перевозки грузов.
Завершив погрузку, перевозчик должен выдать отправителю документ (коносамент), в котором указываются все необходимые данные. Если в нем отсутствуют некоторые сведения, или указанные сведения противоречат данным по принятому грузу, то перевозчик должен сделать соответствующую запись (оговорку) в коносаменте.
Важность этого документа подтверждается рядом фактов:
- он является официальным положением, подтверждающим все данные о полученном товаре;
- представляет собой меморандум договора доставки грузов;
- это товарораспорядительный документ на перевозимый товар, дающий возможность покупателю распоряжаться им с использованием передаточной надписи.
При перевозке грузов, представляющих опасность для жизни, перевозчики должны иметь документ, разрешающий допуск к выполнению транспортировки таких товаров.
Воздушные грузоперевозки
Международные грузоперевозки, выполняемые воздушным транспортом, отличаются быстрой доставкой, особенно скоропортящихся, очень ценных и почтовых отправлений. Регулирование отношений обусловлено Варшавской конвенцией, принятой 120 странами, и Гаагским протоколом. Согласно этим документам:
- понятие международных воздушных перевозок товаров включает в себя перевозки, при которых пункты отправки и прибытия находятся в разных государствах;
- возможен вариант расположения пунктов отправки и пунктов получения в одной стране, но предусмотрены необходимые остановки в других государствах.
Если выполняется несколько последовательных перевозок одного товара, то она является единой.
Оформление доставки товара производится с помощью авиагрузовой накладной. Оформляется она в трех экземплярах: для перевозчика (подписывается отправителем груза), для грузополучателя и для перевозчика (после принятия груза, ее получает отправитель). В накладную включают все данные о перевозимом товаре.
При наличии продукции, представляющей опасность для жизни людей, от перевозчиков требуется наличие специального допуска к ее транспортировке. Получить этот допуск можно, пройдя курс по обращению с опасными грузами. Эти проблемы решает федеральное агентство воздушного сообщения. Главными целями по реализации допуска перевозчиков являются:
- обеспечение безопасности полетов;
- демонополизация авиарынка;
- развитие авиасообщения;
- защита интересов авиакомпаний;
- наличие открытости осуществления допуска.
Положения конвенции предусматривают решение спорных ситуаций в случае потери груза или его порчи. Пострадавший имеет право в течение 14 дней, со времени получения груза, письменно уведомить перевозчика о возникшей проблеме.
Международные автоперевозки
Использование автомобильного сообщения, выполняющего международные перевозки, имеет ряд преимуществ. Это регулярность доставки товаров, а также их срочность. Регламентирует этот вид деятельности Конвенция о международных дорожных перевозках. В ней предусмотрены основные понятия и правила оформления, отправки и приема грузов.
Перевозчик отвечает за доставку и сохранность полученного товара. Существует перечень рисков, освобождающих перевозчиков от ответственности.
Наибольшую опасность представляет перевозка опасных грузов (ADR). К этой категории относятся вещества и ряд предметов, способных при транспортировке:
- воспламениться или взорваться;
- повредить соседние грузы и сооружения;
- привести к ожогам и увечьям;
- угрожать радиоактивным облучением.
Согласно Европейским соглашениям водители должны иметь допуск к перевозке таких товаров и пройти специальную подготовку. Выдается свидетельство, в котором подтверждается допуск на доставку перевозчиком опасной продукции.
Железнодорожные перевозки
Осуществлять международные транспортные перевозки с использованием железнодорожного транспорта экономически выгодно и удобно. Можно выполнить доставку товаров в большом количестве, причем себестоимость достаточно низкая.
Существуют понятия и соглашения, которые регулируют этот вид сообщения. Если во время транспортировки произошла утеря или порча груза, то представителями железной дороги составляется коммерческий акт.
Отправитель имеет право:
- забрать товар с пункта отправки;
- изменить конечный пункт;
- поменять получателя;
- возвратить товар в пункт отправки.
Железная дорога несет ответственность за сохранность груза на протяжении всего пути следования. Если повреждение связано с обстоятельствами, не зависящими от перевозчика, то получатель не вправе предъявлять обвинений и исков. Претензии принимаются на протяжении 9 месяцев.
Соглашение предусматривает наличие у перевозчиков допуска для перевозки особо опасных грузов. Перевозка цистерн с аммиаком, удобрениями и горючими веществами осуществляется под контролем и сопровождается усиленной охраной.
Международные грузовые перевозки являются важнейшим видом перевозок для всех государств. Это содействует укреплению внешнеэкономических связей субъектов деятельности многих стран.