Росавтодор не стал вводить мораторий на систему «Платон»
Введенная 15 ноября прошедшего года оплата за следование по федеральным дорогам «Платон» (плати за тонны) действует.
Идея трехлетнего моратория отвергнута, как и перенос сроков, одновременно продолжается активное обсуждение системы взимания платежей. В обсуждении приняли участие:
- инициатор взимания платежей – Правительство страны;
- законодатель – Государственная Дума;
- Конституционный суд;
- организаторы перевозок и сами водители;
- представители производителей продовольствия, работники ЖКХ и другие.
Мнения высказывались различные, из представителей властных структур позицию перевозчиков однозначно поддержала только председатель Совета Федерации – Валентина Матвиенко.
Как все начиналось
Система платного проезда тяжело груженных машин по федеральным трассам обсуждалась с 2010 года. Проект разрабатывался на основании Федерального закона № 68 от 6 апреля 2011 года, запуск системы состоялся в ноябре 2015 года. Создатель и оператор системы РТ-Инвест подписал с Росавтодором 13-летнее соглашение о концессии по принципу жизненного цикла.
Система включает следующие объекты и компоненты:
- центр управления, мониторинга и обработки данных;
- центры обслуживания (138);
- навигационная и расчетная системы;
- сайт системы;
- терминалы для клиентов (около 500);
- сеть терминалов партнера (QIWI – 150 тысяч);
- бортовые устройства и маршрутные карты.
Оператор проинформировал о регистрации перед пуском системы всех крупных грузоперевозчиков, имеющих более чем по 50 автомашин.
От взимания платы освобождаются:
- транспортные средства Минобороны, перевозящие военную технику и вооружения;
- спецтранспорт экстренных служб;
- пассажирский транспорт.
Первоначально определенный километровый тариф 3,73 рубля не действовал, с момента пуска системы он составляет 1,53 рубля.
История моратория
Идея объявления моратория на действие «Платона» зародилась еще до запуска системы в работу. Проект закона вносился в Думу депутатами фракции «Справедливая Россия» в ноябре 2015 года. Правительство на решительный шаг не пошло, но ряд послаблений сделало:
- тариф за километр проезда с проектного размера уменьшен более чем в 2,4 раза;
- штрафы за отсутствие платы снижены кардинально: за первый случай с 450 до 5 тысяч, за рецидив с 1 млн до 10 тысяч рублей.
Президент поручил министерствам проработать отмену транспортного налога для перевозчиков, подпадающих под действие «Платона». Однако такой шаг лишил бы наполнения дорожные фонды на местах, ведь они полностью получали средства транспортного налога, собранные в регионе.
В регионах появляются намерения ввести подобную плату за проезд по дорогам регионального и местного значения. Законодательных запретов для такого шага нет.
Доводы сторонников введения моратория базировались на том, что ситуация в европейских странах, на основе практики которых разрабатывался «Платон», в корне отличается от российской ситуации. У нас в отличие от Европы:
- ежегодно увеличивается транспортный налог;
- ощутима тенденция к повышению штрафов нарушителям правил движения;
- постоянно повышаются цены на топливо и запасные части;
- состояние автодорог, инфраструктуры и сервиса оставляют желать лучшего.
Поэтому платный проезд не будет воспринят спокойно, как в Европе, так как он создает для перевозчиков неблагоприятные условия деятельности, критически понижая доходность бизнеса.
Дополнительным аргументом инициаторов моратория являлся факт приобретения эксплуатируемых автомашин в кредит, взимание новых платежей снижает возможности по возврату кредитов в условиях высоких эксплуатационных расходов.
Появляется риск нарушения стабильного взаимодействия автоперевозчиков с грузовладельцами, а также с банками, кредитующими их текущие затраты.
Сторонниками моратория стали многочисленные сельскохозяйственные производители. Причисление к тяжеловесам молоковозов и скотовозов грозит срывом соответствующих перевозок и поставок.
Производители продуктов питания и ритейлеры солидарны с перевозчиками в опасениях за сохранение стабильности поставок. Такие опасения усугубляются возможностью нехватки бортовых устройств для всех перевозчиков. Самостоятельное приобретение и установка устройства обойдется в сумму до 20 тыс. рублей, и не все к таким непредвиденным расходам готовы.
Проезд же по маршрутной карте с жесткой привязкой к заранее намеченному пути следования, при российских бездорожье и аварийности, доставит большие проблемы. При отсутствии интернета, что у нас не редкость, новую карту для изменения маршрута в аварийной ситуации не оформить. Остается нарушать закон?
Последние события и первые итоги
Последние события в освещаемой сфере следующие. Планировавшееся с 1 марта поднятие тарифов на проезд большегрузных автомобилей не состоялось. Кроме того, Правительство ввело отсрочку применения индексации размера тарифа на величину инфляции более чем на год. Одновременно с 1 апреля решено ввести схему снижения транспортного налога на сумму платежей по системе «Платон». При таком раскладе из планируемых 40 миллиардов дополнительных средств на строительство и содержание дорог исчезает почти 25, есть еще долг разработчику системы в размере более 10 миллиардов рублей. Простой счет подытожит сумму, которой для ощутимого улучшения положения с дорогами однозначно не хватит.
Некое послабление грузоперевозчикам налицо. Но предстоящее 1 апреля повышение топливных акцизов, следствием которого будет рост стоимости топлива на 6%, это послабление несколько обесценивает. А ведь подорожание топлива коснется всех автовладельцев без исключения. Не нужно упускать из внимания и расчеты по инфляции, согласно которым «Платон» даст рост в 1,5%.
Подсчитано, что примерно 80% большегрузного автотранспорта принадлежит малому бизнесу и индивидуальным предпринимателям. Выходит, что на финансовые потери система обрекала тот сектор бизнеса, которому на словах декларируется поддержка. Введением «Платона» и не поддержали того, кого хотели, и на дороги достаточных средств не заработали.
Хорошую прибыль заработал только разработчик и оператор системы, хороший хозяин в лице государства должен рассмотреть и изменить действующие условия концессионного соглашения.
Круг затронутых действием «Платона» легко может быть сильно расширен. По неофициальным данным, в системе заложена техническая возможность расчета и взимания дифференцированной платы с грузовиков любой грузоподъемности и с легковых автомобилей.
Члены фракции КПРФ в Государственной думе направили обещанный запрос в Конституционный суд. Сообщение от 11 марта свидетельствует о том, что запрос о конституционности взимания платы принят к рассмотрению высшим органом нашей судебной системы. Запрос основывается на утверждении о том, что «Платоном» вводится дополнительный сбор, не предусмотренный Налоговым кодексом. Дата рассмотрения запроса еще не объявлена.
Непродуманное введение платного проезда вряд ли отменят, необходим хотя бы взвешенный и равноправный диалог сторон.