Ряд правил для перевозок опасного груза
Перевозка грузов через границу или по внутренним путям страны – это трудоемкий процесс, включающий в себя длительную подготовку, прохождение ряда тестов и испытаний, составление соответствующих документов и непосредственно транспортировка содержимого в таре или контейнере до места назначения. Для урегулирования спорных вопросов о качестве услуг транспортировки разных грузов были созданы основополагающие международные конвенции, их соблюдение обеспечивает должную безопасность рабочим, загружающим вещества и смеси, водителям транспортного средства (тс) и окружающего мира в целом.
Роль правил при транспортировке опасного груза
Отлаженная работа всех инстанций, четко определенное положение перевозки опасных грузов, честность и добросовестность отправителя — гарантируют скорость и безвредность всего процесса. На сегодняшний день существует всеобъемлющая классификация грузов (универсальная и международная), соответственно — каждому из транспортирующих веществ присуждается класс, а для некоторых разработана особая аббревиатура. Сведенные правила перевозки опасных грузов созданы для удобства и безопасности не только непосредственных участников отправки опасного груза, но и для окружающих случайных людей.
Категории вредных, пожароопасных и радиоактивных веществ дают четкое понимание того, с чем сталкивается отправитель и водители, а знания позволяют избежать нежелательных последствий. Требования к упаковке (таре), в которой вещества правильно хранятся, вне зависимости от маршрута тс, времени суток и объема перевозимого вещества выполняются в полной мере.
Типовые советы безопасности, это настольная книга водителя и свод заповедей для отправителя.
Требования к перевозимому грузу
Ни один человек на планете не может принять груз, прибывший одним из доступных способов (по воздуху, по воде, через железнодорожные пути или с помощью тс), без должной идентификации класса вещества, то есть документации по перевозящим грузу оформляется в предусмотренном законодательством и международным нормами виде. Нарушение правил перевозки опасных грузов влечет за собой серьезную ответственность, а весь сопутствующий ущерб подлежат отдельному рассмотрению. Общие сведенья, маркировка груза и упаковки, соответствие контейнера или цистерны – всецело обеспечивается ответственным отправителем. Опасные грузы в обязательном порядке сопровождаются:
- документацией, определяющей класс вещества;
- сертификатами, свидетельствующих о происхождении и особенностях груза;
- упаковкой с четкой маркировкой;
- знаками опасности;
- инструкциями.
Стоит понимать, что никто не может перевозить опасный груз (по воздуху или суше), если он не принят или обработан по предписаниям инструкции. По сертификации и нанесения знаков опасности, то все эти действия выполняются лишь по четкому предписанию, ведь инструкция — это не рекомендации, а правила, выполнение которых не подлежит обсуждению. Особенности перевозки опасных грузов заключаются в соблюдении сразу нескольких касательных требований, так постановление о перевозе опасного груза по воздуху не должно идти вразрез с общими нормами и законодательством страны (устанавливает Минтранс и прочие органы власти). Для осуществления всех существующих правил созданы сборки правил и инструкции, описывающие последовательность выполнения того или иного этапа перевозки веществ, несущих прямую угрозу здоровья человеку или окружающей среде. Каждый вид груза (класс) имеет стандартные и дополнительные советы. Соблюдение техники безопасности и требований международных норм является необходимыми мерами профилактики от нежелательных последствий.
Правила транспортировки опасных грузов на суше
Для четкого определения правил перевозок подобных грузов создана специальная терминология, обозначающая тс, общие примечания к водителям и средствам, использованных при транспортировке ог.
К специализированным (типовые) средствам, сконструированным таким образом, что бы перевозить ог без утечек и смены температуры, относят автоцистерны и цистерны со множественными отсеками. В такие емкости заливают жидкости или газообразные вещества, иногда даже порошки в виде гранул, причем конструкция цистерны позволяет устанавливать ее на постоянной основе (крепится к тс) или делать съемной для удобства в перегрузке.
Контейнерами для перевозки газа используют баллоны, многоэлементные емкости или барабаны, в которых поддерживается постоянное давление. В таких устройствам вмещается до 450 литров ог, состоящего из вещества до 2-го класса опасности. При особо крупных перевозках используют большие контейнера, их объем достигает до трех кубических метров.
Встроенные цистерны отличаются особой надежностью и прочностью, ведь их конструкция монтируется в раму или основание тс, поэтому водителю отводится скромная роль прочного извозчика. В отличие от встроенной, крупногабаритная тара может состоять из нескольких разных элементов – верхняя съемная и нижняя, предназначенная для обработочных работ.
Открытый (свободный) контейнер представляет собой емкость без плотной, герметичной крышки или же простую платформу для погрузки ог (насыпью, если вещество твердое или наливом). К подобному транспорту относятся автомобили с бортами над платформой без дополнительных устройств для перевозок опасных веществ.
К закрытым контейнерам относятся цельные конструкции, обеспечивающие грузу герметичность. Состоит такая емкость из крышки, дна и стен из плотного материала. Похожим по строению бывает транспортное средство закрытого типа, имеющего закрывающийся кузов.
Переносная цистерна имеет вместительность до 500 литров, она подходит для транспортировки опасных грузов без вынужденных пересадок или перезагрузок. Для механической очистки такой емкости главным условием является опустошенность всей конструкции.
Для правильного оснащения транспортным средствам необходимы устройства (клетки), способные долго и преданно служить, легко очищаться и надежно крепиться к основанию автомобиля. Преимуществ у контейнеров множество – они удобные, экономичные, а главное с их помощью уменьшается нагрузка на всю конструкцию. Для остановок и перезагрузок такие емкости оснащаются вспомогательными устройствами.
Соединение контейнера и цистерны позволяет минимизировать смещение емкости во время поездки, и используется для перевозок жидких и порошковых веществ.
При помощи брезента возможна организация поездки на частично крытом транспортном средстве или цистерне с брезентовой крышей. Это довольно простое устройство и подходит оно лишь для не особо вредных веществ и грузов. Требования к частично закрытым тс минимальны, поэтому их используют для коротких перевозок.
К вспомогательным устройствам, обеспечивающим дополнительные, но важные, условия транспортировки опасных грузов относятся: отопительные устройства (использует побочное тепло от двигателя), так называемый пакет (прослойки между тарой, заполненные газообразным веществом), тары различного вида, основная упаковка.
Требования для конструкций, в которых вредное вещество или потенциально опасная жидкость проводит определенное время, а если быть точнее, выполнение этих требований – гарантия для работников погрузочных станций, для водителей, прохожих и окружающей среды. Постановление, призванное обезопасить любых случайных людей и работников разных этапов погрузки и выгрузки, от нежелательных последствий, обозначают каждый шаг и требования как отправителя, так и перевозчика. Указания по реагированию на те или иные ситуации, прилагаются в виде инструкции к сертификатам и документам на ог.
Требования к транспортному средству
К средствам перевозки, допущенным для транспортировки грузов с повышенной опасностью, можно отнести только подготовленный, укомплектованный по нормам (определенные требования) автомобиль. Транспортной единицей называют состав из самого автомобиля и специализированного прицепа, либо же прицеп входит в конструкции тс.
Для транспортировки веществ взрывчатого характера, средствам (автомобилем) присваивается нумерация – EX/II, EX/III.
Автомобилям, оснащенным дополнительной защитой, предназначенной для перевозки жидкостей с температурой возгорания выше 60 градусов Цельсия. Такие средства носят обозначение категории FL. Общие рекомендации для данного типа тс позволяют перевозить газообразные вещества, но в таких случаях конструкция состоит из специализированных цистерн.
Транспортное средство, предназначенное для хранения и перевозки производных водорода (пероксиды) при классе опасности 5, характеризуется пометкой OX. В состав такого транспортного средства обязательно входит герметичная цистерна (большая или обычная).
Еще одним типом транспортного средства является автомобиль с отметкой – AO, предназначенного для перевозки ог в цистернах любого типа, в том числе переносных и многокомпонентных с объемом до трех кубических метров. Требования к такому транспорту схожи в автомобилями FL и ОХ, но с примечанием, цистерны при классификации АО более вместительные и надежные.
Перевозка наливом осуществляется транспортным средством любого типа, но с условием, что контейнера предназначены именно для твердого груза, обычные цистерны для этих нужд не подходят. Прочие требования обуславливаются тем, какие категории каких веществ требуются в отправке. Технические характеристики, комплексные рекомендации позволяют быстро и безошибочно сделать выбор в пользу подходящего транспортного средства, с минимальными убытками и угрозами для перевозок.
Нарушение правил перевозки опасных грузов ведет за собой некорректное использование автомобиля, впоследствии чего технические характеристики (движение на различных трассах и дорогах, установленная скорость) не будут соответствовать правилам дорожного движения (пдд). Скорость выполнение заказа (транспортировки груза) не должна нарушать правила поведения на дороге (правила движения на магистралях и скоростных трассах) или приводить к неожиданным неприятностям в пути.
При выборе транспортного средства для перевозки определенного груза (точного класса) недостаточно оснастить автомобиль цистерной или контейнером, необходимо провести проверку всех технических характеристик автомобиля, протестировать водителей на знание пдд (наличие действующих прав на вождение не дает никакой гарантии на знания пдд).
Классификация груза с потенциальной опасностью
Классифицированием (установлением категории) веществ занимается грузоотправитель (или производитель грузов с повышенной опасностью). Для помощи или консультации нередко привлекается представитель компетентных органов. При отправке опасного груза (опасных отходов) автомобилем, классификация груза осуществляется в соответствии с ДОПОГ (технические и практические требования к отправителю и водителям транспортного средства). Типовые и специальные инструкции помогают в определении упаковки, тары и контейнера для предполагаемого вещества.
Существующие классы опасности груза исходят из физических, химических и биологических свойств вещества.
Вещества и смеси, взрывчато-опасные, в том числе изделия на основе подобных веществ, относятся к первому классу. Ко второму можно отнести все существующие газы и газообразные порошки. Жидкости, способные легко воспламениться соответствуют третьему классу и требования по мерам безопасности в случае транспортировки такого груза значительно выше. Основная инструкция, составленная от ответственного отправителя, к четвертому классу ог относит сразу три схожие подкатегории, идущие в нумерации 4.1, 4.2 и 4.3 соответственно (твердые вещества, самовозгорающиеся вещества и вещества, способные выделять газы, которые легко воспламеняются).
Пятый класс охватывает органические и пероксидные смеси, в противовес им под номера 6.1 и 6.2 идут токсические и инфекционные грузы. Радиоактивным веществам отведен отдельный класс – 7. Класс 8 принадлежит коррозионным веществам, а к девятому относят все остальные, более редкие опасные грузы.
Номер опасности груза не является показателем угрозы, которую он несет. Транспортные накладные и документация упрощаются обозначениями класса вещества, а вот детальная инструкция дает четкое понимание того, с каким ог имеет дело отправитель и перевозчик. Допускаемые и условные обозначения носят универсальный характер и используются вне зависимости от страны, в котором происходит транспортировка груза. Условия хранения вещества напрямую зависит от правильности и корректности определения класса груза. Постановление (положение) законодательства (минтранс) описывает все существующие классы потенциально опасных веществ.
Рекомендации, стоящие перед отправителем – это не прихоть государства или международных организаций, это распространенная практика, сохраняющая тысячи жизней ежегодно.
Любые движения опасного груза обязаны быть безопасными для водителей, для окружающей среды и для случайных прохожих.
Подготовка опасного груза к перевозке
Первым делом, отправитель готовит общий план перевозки груза, затем в обязательном порядке классифицирует его по степени опасности (так требует инструкция). С момента, когда потенциально опасное вещество получает класс, начинается процесс подготовки к транспортировке груза на большое расстояние. Помимо основной угрозы, рассчитываются возможности прочих неприятных происшествий. Требования к температурному режиму, погрешности колебаний и прочих условий обосновываются выводом экспертов. Грузы, в будущем перевозящиеся наливом, проходят дополнительное тестирование, ведь наливом транспортируется минимальное количество опасных твердых веществ. Будущие движения и остановки транспортного средства четко фиксируются с учетом общего состояния дорог, возможности пробок и задержек. Скорость транспорта, как и дальнейшая скорость внутри цистерны или бака исчисляется, исходя из стандартных технических норм. Транспортным средствам присваивается категория, позволяющая перевозить лишь определенный спектр веществ. Минтранс разъясняет все нюансы, которые несет в себе основное постановление о перевозе опасных грузов на территории страны или за ее пределами. Если с определением класса веществ разобраться удалось (нашли соответствующую классификацию или обратились за разъяснением в экспертные органы), а конструкция транспортного средства прошла всевозможные проверки, осмотру подлежат сотрудники компании и водители, отвечающие за перевозки. Работники должны быть проинструктированы на случай возникновения непредвиденных ситуаций или аварий. Скорость принятие решения в экстренных случаях может стоить человеческой жизни.
Выбор упаковки – важный этап, от которого зависит необходимая атмосфера в контейнере или цистерне. Любая тара имеет маркировку, благодаря которой даже неопытный отправитель сумеет без труда сориентироваться. Неподходящая упаковка способна нарушить стабильное состояние вещества и привести к аварии.
К таре выдвигаются определенные стандарты, так она должна сохранять герметичность и стойкость при деформациях, встрясках и качке. Движения цистерны или контейнера, скорости которых отличается от транспортного средства, должны быть минимальными.
После подготовки технических вопросов и персонала, следует уделить внимание оформлению всех сопроводительных документов. Образец сертификатов и разрешений, а также правильное их оформление не самый трудоемкий процесс, но особенно требовательный, ведь от корректности документации зависит выбор упаковки, устройств и поведение перевозчика все время в пути.
Способы перевозки опасных веществ
<p «>Существует несколько оптимальных и удобных способа транспортировки опасных веществ на расстояние. Опасный груз можно перевозить наливом в специализированных контейнерах. Хорошим этот способ бывает в тех случаях, когда нужно быстро перевезти пустую грязную тару. При отправке твердого вещества наливом следует принять меры осторожности, чтобы содержимое прицепа или кузова не высыпалось во время движения транспорта. Для поврежденных автомобилей подобный способ перевозки попросту невозможен и незаконен. Еще одним недорогим, но довольно надежным способом отправки вещества, требующего особой аккуратности, называют применение цистерн и баллонов. Корпусы таких конструкций производят из прочных материалов, не подверженных коррозии и не вступающих в реакцию со средой внутри контейнера.
На деле бывают случаи, когда вещества не поддаются точному исследованию или возникают трудности в определении тары, упаковки. Такое случается, особенно если по химическим или физическим особенностям вещество трудно проанализировать. В таких ситуациях от приказа вышестоящих инстанций (вплоть до минтранс) правила видоизменяются. Случается такое довольно редко, но все же случается. Отклонение от норм регламентируется и обосновывается на выводах экспертных служб, на основе которых было вынесено решение об изменении правил перевозки опасных веществ. Допуск до транспортировки конкретного перевозчика выдается в письменном виде и всего один раз. Если после выдачи разрешения, условия повышенной безопасности отправителем не выполняются, заключение и разрешение аннулируется.
Исключение из правил перевозки опасных грузов любого типа
Постановление о перевозке грузов различных классов опасности имеет ряд исключений, когда отправителю позволено нарушить то или иное правило. В исключительных случаях Минтранс может изменить правила перевозки опасных грузов. К таким непредвиденным случаям можно отнести: экстренные транспортирования веществ, напрямую угрожающих жизнь людей, но в обязательном порядке соблюдаются все меры осторожности для водителей и перевозчиков. Наливом подобные перевозки не производятся, так как это метод перевозки ненадежный (наливом перевозятся наиболее безопасные вещества). Перевозка автомобилей, в механизм которых входят опасные вещества, так же не поддаются общим правилам и постановление таких перевозок не касается. Проверке не поддаются газы, которые находятся непосредственно в топливном баке и используются для других процессов в транспортном средстве. Рекомендации по обращению с подобным веществом идет в отдельном виде. Движения газов в баке ограниченно и не является опасным.
Правилам простой перевозки поддаются и газы, хранящиеся в еде или напитках, продуктах питания. К подобным перевозкам относится и жидкое топливо, находящиеся непосредственно в топливном баке или в транспортном средстве. Небольшое количество опасных веществ разрешено перевозить в специализированной упаковке, но в обычном автомобиле.
Дополнительные консультации
Абсолютно все субъекты – участники процесса перевозки, вне зависимости от собственности, обязаны в письменном виде назначать уполномоченного помощника по сложным и спорным вопросам, связанных с безопасной транспортировкой потенциально опасных грузов. В тех случаях, когда отправитель является одновременно консультантом, письменное разрешение не требуется. Уполномоченный консультант ведет наблюдение за всеми подготовительными процессами, документирует и фиксирует происходящее, с точной датой и временем. Подобные записи сохраняются до пяти лет.
Международные нормы по воздушной транспортировке опасных грузов
ИКАО – это международная организация (подчиненная ООН), устанавливающая и следящая за выполнением норм и правил авиации. Перевозки опасных грузов по воздуху осуществляются лишь после тщательных проверок веществ и контейнеров (тары), в которых они хранятся. ИКАО располагает рядом официальных документов, призванных облегчить весь процесс перелета и транспортировки ог.
Постановления ИКАО состоят из: договора о международной авиации, подписанной в Чикаго 1944 года, дополнения к договору о «безопасной перевозке опасного груза по воздушным путям», действующего издания ИКАО, включающие технические инструкции по правильной транспортировке груза с потенциальной опасностью, дополнения к инструкции всем транспортным перевозчикам и заключительное издание, о поведении в случае аварий.
Помимо ИКАО, регулированием спорных вопросов и правил воздушных перевозок потенциально опасных грузов производится международной ассоциацией воздушного транспорта – ИАТА. Эта организация координирует основные условия для безопасного полета и разработки международного взаимодействия. Членами, участниками организации, ИАТА являются около 300 стран мира, поддерживающих общее постановление для облегченных перевозок вредных и опасных грузов.
Перевозка опасных грузов производится ежедневно, это могут быть длительные поездки в другие города или страны, или короткие недолгие транспортировки цистерн или баллонов. В любом случае, потенциально опасное путешествие не должно стать преградой или поводом для лишних беспокойств. Еще пару десятков лет назад множество неизученных веществ приносили вред человеку, а он даже не догадывался об этом, сегодня же – в эру развития наук и технологий, вредные смеси считаются обычными грузами с особым тщательным подходом. Выполнение всех норм и взятых обязательств гарантирует благоприятный исход, как для отправителя, так и для работников компании, занимающейся перевозками опасных грузов.
Правила дорожного движения (ПДД) одинаковы для всех типов транспорта, даже для перевозчика опасных грузов, поэтому когда речь заходит о мерах осторожности – знание правил движения на различных участках дороги является существенно важным. Минтранс, как и другие органы власти, непристрастны и объективны ко всему транспорту, совершающему движения по стране.
Осторожность и тщательность в работе, регулярные проверки и инструктаж помогут избежать неприятных ситуаций, а собранность водителей в случаях аварий – уменьшит число пострадавших. Целый ряд международных организаций, в первую очередь заботятся о людях, о безопасности на дорогах или в воздухе, об окружающей среде. Эта забота порой надоедает, иногда злит, но всегда приносит лишь пользу. Будь то отправитель, перевозчик или работник погрузочной станции — каждый имеет право на безопасный труд, на гарантию и уверенность в счастливом завтрашнем дне. Опасные грузы – опасные лишь в безответственности и халатности, в остальном же это упакованные вещества, нуждающиеся в транспортировке из одного места в другое.