Как маркировать груз?

Перед перевозками на любом транспорте товары должны быть промаркированы. Это подразумевает нанесение на упаковку информации, необходимой для надлежащего обращения с грузом при его погрузке, транспортировании и выгрузке. Также маркировка грузов предупреждает о возможных последствиях неверного обращения с упакованным товаром.

Маркировка груза

Правильно нанесенная маркировка позволит избежать порчи груза

Вся транспортная маркировка состоит из манипуляционных знаков и надписей. Единообразно маркируются все упакованные товары, перевозимые любым транспортом. Исключение составляют почтовые грузы, а также перевозки специализированным транспортом.

Манипуляционные знаки

Это специальные знаки, инструктирующие о порядке обращения с грузом при погрузке, перевозках и разгрузке. Они представляют собой выполненные в лаконичном стиле рисунки. Изображения на рисунках предельно просто и понятно предупреждают о свойствах товара, от которых зависит правильное с ним обращение. В случае невозможности понятного графического отображения этих свойств допускается использовать также предупреждающие надписи. Нормативным документом предусмотрено использование 23 позиций разных манипуляционных знаков, на упаковке товара обозначают № позиции знака в документе либо его точное наименование по ГОСТ 14192-96.

Теневое изображение бокала – позиция № 1 предупреждает о хрупкости груза и необходимости осторожного обращения с ним. Такое же изображение раскрытого зонта с падающими на него дождевыми каплями (позиция № 3 «Беречь от влаги») говорит о необходимости защищать товар от влаги; перечеркнутое изображение крюка грузоподъемного механизма (позиция № 8 «Крюками не брать») предупреждает о неприменимости крюковой разгрузки.

Манипуляционные знаки

Манипуляционные знаки «Хрупкое» и «Беречь от влаги»

Надписи в маркировке груза

Надписи подразделяются на основные, дополнительные и информационные виды.

Основные содержат наименование получателя товара, пункта доставки (если необходимо – пункта перегрузки) и его принадлежность сокращенно (отделение железной дороги или пароходство). Далее приводится число товарных мест и номер каждого из них (в числителе номер в партии, в знаменателе – сумма мест в этой партии).

Дополнительные надписи содержат наименование отправителя груза, пункта его отправления и сведения об организации, перевозящей товар.

Информационные сообщают массу товара в килограммах (брутто и нетто) либо в штуках, габариты в сантиметрах (при малых размерах можно не указывать).

Надписи в маркировке груза

Надписи в маркировке груза должны давать информацию об отправителе и товаре

Расположение маркировки

Транспортная информация для перевозок наносится на упаковочную тару либо ярлыки из любых материалов. Способ выполнения транспортной маркировки обязан обеспечивать ее сохранность и читаемость в течение требуемого срока хранения упакованного груза.

Маркировочные надписи наносятся на одну из боковых граней упаковки товара, но информации нужно обеспечить легкое прочтение.

Манипуляционные знаки и сопровождающие их тексты помещают на каждом отдельно выгружаемом месте на двух смежных гранях упаковки, в левых верхних углах стенок.

На цилиндрическую тару информацию помещают на корпусе и любом из днищ, на мешках – с любой из сторон.

На пакеты, транспортируемые на поддонах, маркировку наносят видимой со всех возможных сторон захвата ее погрузчиком.

В левом верхнем углу упаковки (ярлыка) располагают манипуляционные знаки и дополняющие их надписи. В правом верхнем углу указываются сведения о грузоперевозчике. По центру наносится информация о количестве мест в партии и их порядковый номер, ниже – грузополучатель и пункт назначения, под ними – пункт перегрузки.

Внизу по центру указывается масса брутто, под ней – нетто. Внизу слева – сведения об объеме и габаритных размерах. В правом нижнем углу указывается грузоотправитель, под ним – пункт отправления, ниже при необходимости – страна отправления.

Знаки

Расположение маркировки: 1) знак опасности; 2) манипуляционные знаки; 3 и 4) серийные номера; 5) наименование товара

Нанесение маркировки

Маркировку допускается наносить любым доступным способом при условии обеспечения ее читаемости и долговечности. Допускается применение:

  • типографского и гальванического способа;
  • выдавливания, штамповки или печатания;
  • нанесения штемпелем и окраской по трафарету;
  • нанесения от руки краской и кистью.

Крепление ярлыков к упаковке или грузу можно проводить любым методом, не нарушающим сохранность груза и не повреждающим маркировку. Это может быть:

  • приклеивание;
  • привязывание шпагатом либо проволокой;
  • привертывание крепежными изделиями;
  • другие способы.

Для нанесения маркировки должны применяться нестираемые красители, надписи и знаки не должны быть липкими.

Черный цвет для маркирования является предпочтительным. При его неразличимости на фоне цвета тары применяется белый цвет.

Нельзя применять цвета, схожие с применяемыми для обозначения опасных грузов.

При применении для транспортировки автотранспорта и универсальных контейнеров надписи можно ограничить указанием массы.

Нанесение маркировки на груз

Нанесение маркировки на груз должно проводиться методами, не нарушающими целостность тары

Размеры элементов маркировки

Ярлыки изготавливаются размером, достаточным для размещения всей необходимой информации, соотношение сторон ярлыка предпочтительно равным 2:3. В зависимости от размера упаковки рекомендованы следующие размеры ярлыков:

  • 52х74 мм при ее длине и ширине не больше 1 метра и высоте до 190 см;
  • 74х105 мм при ее длине и ширине 1 метр, но высотой более 190 см;
  • 105х148 мм при ее длине или ширине больше 1 метра;
  • 148х210 мм при 1,5 м и более.

Манипуляционные знаки выполняются размерами, пропорциональными вышеуказанным размерам для ярлыков.

Высота шрифта выбирается, в зависимости от размера одной из сторон груза, для основных надписей и данных перевозчика:

  • шрифт 30 мм при ее размере до ½ метра;
  • 50 мм – от ½ до 1,5 метра;
  • 100 мм – более 1,5 метра.

Остальные надписи выполняются шрифтами высотой:

  • 10 мм при размере до ½ метра;
  • 15 мм – от ½ до 1,5 метра;
  • 30 мм – более 1,5 метра.
Маркировка на грузе

Маркировка должна быть заметной на таре

Маркировка тары

На тару или на ярлык к ней наносится информация об ее изготовителе, номере по нормативу и номере устанавливающего нумерацию документа, национальный экологический знак.

Нанесение транспортной информации о таре производится изготовителем в тех ее местах, которые не предназначены для внесения сведений о грузе.

Способы нанесения применяются те же, что и для маркировки груза, аналогично выбирается шрифт.

Маркировка опасных грузов

При перевозках материалов из небезопасных веществ маркировка грузов о виде и степени представляемой ими опасности размещается непосредственно на каждом экземпляре груза. Исключения допускаются, если при перевозке достаточно видима маркировка на боковой и торцевой стороне упаковочного места.

При перевозке в одном контейнере различных таких грузов транспортная маркировка его должна содержать сведения о видах опасности всех грузов.

Содержание маркировки опасных грузов:

  • на упаковке: обозначение знака опасности, наименование, номер, установленный ООН и шифр классификации;
  • на контейнере: обозначение класса опасности и установленного ООН номера, дополнительно – № аварийной карточки при перевозке железнодорожным транспортом.
Маркировка опасных грузов

Маркировка опасных грузов выглядит как яркий квадрат с рисунком, повернутый на 90 градусов

Изображения знаков опасности оформляются в квадрате, повернутом на 90 градусов (углом вниз) с размером стороны:

  • 100 мм или больше на пакете или другой упаковке (при ее небольших размерах можно использовать 50 мм);
  • не менее 250 мм на контейнере, если таковой не умещается – можно уменьшить до 150 мм.

Черная рамка квадрата располагается в 5 мм от стенок вовнутрь квадрата.

Знак опасности имеет в верхней половине символ опасности вещества, по горизонтали между углами – текстовое изложение видов опасности. В нижней части знака проставляется № класса или подкласса данного груза.

На основных знаках указывается еще №, установленный ООН цифрами черного цвета, 65 мм высотой. Можно этот № проставлять рядом со знаком в прямоугольнике оранжевого цвета не меньше 120х300 мм, цифры номера должны быть не ниже 25 мм.

Опасные грузы 1 класса из специального перечня маркируются:

  • знаком опасности по ГОСТ 19433-88;
  • условным № согласно перечню веществ такого класса, изображенным в треугольнике с равными сторонами, размер сторон в зависимости от габарита груза 50, 80 или 150 мм;
  • если предполагается документацией изготовителя – знак по ГОСТ 14192-96.

Нанесение маркировки производится на груз сбоку и с торца, если это невозможно – на его крышку. Тогда в дверной проем вагона вывешивается табличка с маркировкой.

Если груз в футлярах, на поддонах – манипуляционный знак размещается на поддоне, остальная информация должна присутствовать на каждом футляре.

Упаковка небольших размеров может быть промаркирована надписью «Взрыв».

Маркировка товаров имеет целью полное информирование участников процессов их обработки о правилах обращения с материальными ценностями. Она уменьшает шансы на повреждения грузов. Правильно выполненная маркировка ускоряет доставку товаров.

.
LogoSkop > Правила перевозки > Как маркировать груз?
Поделись с друзьями:
 
Оцени статью:
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading Загрузка...
 

Комментарии

 
.