Как правильно перевозить опасные грузы на автомобильном транспорте
Перевозка опасных грузов автомобильным транспортом – дело само по себе нелегкое и опасное для водителя и сопровождающих лиц. Дороги в России желают лучшего и даже автомобилю, нагруженному лишь пассажирами, легко попасть на них в аварию. Однако, попав в аварию по неосторожности или из-за обстоятельств, средний водитель рискует лишь машиной и, если не повезет, собой и своими людьми.
Грузовик, навернувшийся вместе с кузовом, наполненному взрывоопасными веществами или ядовитыми газами, подводит под угрозу всех людей оказавшихся или живущих неподалеку от места аварии, не говоря уже об экологии окружающей среды. Различные меры безопасности от маркировки до штрафов призваны уменьшить последствия возможных катастроф. Грузоперевозчикам остается только последовать правилам.
Опасные грузы – обозначение и классификация
Прежде чем нагружать автомобиль канистрами с опасными материалами, стоит несколько слов сказать, что из себя представляют эти грузы: это товары, представляющие угрозу людям, их имуществу и состоянию окружающей среды. Эти товары – газы, взрывчатые и легковоспламеняющиеся вещества или материалы, поддерживающие длительное горение, распределяют по девяти классам опасности. Для того чтобы предупредить невинных проезжих и прохожих, на машины и канистры привешивают опознавательные знаки – они отличаются от класса к классу. По правилам автоперевозки, каждый грузоперевозчик должен проверить маркировку, если не хочет выплачивать штрафы за нарушение закона.
По классам, вещества разделяют:
- Взрывчатые, то есть могущие взорваться; примером такого изделия может послужить тротил. В классе шесть подклассов, причем первые три считаются наиболее опасными, так как изделия, причисляемые к этим группам, взрываются массой или сопровождаются разбрасыванием. Перевоз последних трех подклассов взрывоопасных веществ привносит в жизнь водителей меньше риска, но это не значит, что риска вовсе не существует. Материалы от 1.4 по 1.6 группы, хотя и отличаются низкой чувствительностью, все же могут хорошо взорваться. Маркировка представляет собой оранжевый знак в форме ромба, со стилизованным изображением взрыва и цифрой класса внизу. Вещества реагируют взрывом на повышение температуры, искры и неосторожное обращение: толчки и удары.
- Газы – как «чистые», так и смеси, хранящиеся в емкостях под давлением либо сжиженными, сжатыми. В отдельную категорию входят баллончики и аэрозоли. Делят газы на две группы, знаки которых отличаются друг от друга. Легко готовые вспыхнуть огнем отмечают наклейки в виде ромбов, залитых красным цветом, с нанесенным поверх фона рисунком пламени белого или черного цвета. Менее опасные газы отмечают знаки в виде зеленых ромбов, с нанесенными на них изображениями баллонов, нарисованных белым или черным цветом.
- Легковоспламеняющиеся жидкости формируют третий класс грузов, автоперевозки которых могут быть очень опасными. Жидкости разделяют на три категории в зависимости от температуры вспышки. Опознавательная маркировка третьего класса грузов – красный ромб и изображение белого пламени на нем.
- Легко загорающиеся твердые материалы, скажем твердые вещества, которым для вспышки недостает трения, или смачивания водой. Вещества эти могут находиться в пастообразном, порошкообразном или ином виде. Некоторые виды порошков особенно опасны, так как их нельзя тушить водой. Четвертый класс опасности разделен на три подгруппы, каждую из которых отличают особые знаки. Первую группу опознают по ромбу, окрашенному в красно-белую полоску. В верхнюю половину такого ромба рисуют изображение черного пламени, а внизу приписывают цифру, которая соответствует классу опасности груза. Второй подкласс объединяет пирофорные вещества, могущие разгореться от соприкосновения с воздухом, и самонагревающиеся материалы. Их отличает маркировка в виде разделенного на две цветные части, ромба: на красном нижнем треугольнике пишут номер класса, а на верхнем белом рисуют пламя. К третьему подклассу причисляют материалы, которые при контакте с жидкостью выделяют газ способный мгновенно возгореться. Опознать канистры с такими веществами помогут знаки в виде синего ромба с картинкой черного огня.
- Окисляющие вещества формирует класс 5.1. Их основное свойство – выделять кислород, а этот газ в действительности очень опасен в плане горючести. Вещества способные это делать легко поддерживают горение других грузов, а иногда и сами способны вспыхнуть. Маркировка этого подкласса: ромб, залитый желтым цветом и рисунок шара со вздымающимися вверх языками пламени. К классу 5.2 относятся пероксиды, подвергающиеся разложению при повышении температуры или из-за трения в результате разложения появляются газы, могущие загореться или отравляющие людей. Символ подкласса тот же, что и у 5.1, но в нижней части ромба прописывается число 5.2.
- Токсичные вещества обозначает белая наклейка с черепом и костями, — таковые материалы входят в подкласс 6.1. Следующая группа шестого класса включает вещества, содержащие зловредные патогены, которые при попадании на человека или зверя вызывают заболевания. Некоторые из недугов, вызываемых патогенами – очень тяжелые почти не поддаются лечению и быстро распространяются, заражая население, другие болезни легкие и без проблем излечиваются. Знаки, оповещающие о том, что автомобиль везет вещества с патогенами – белый ромб и перекрещенные полумесяцы черного цвета.
- Радиоактивные вещества символизирует трилистник. Опасность материалы представляют радиоактивным излучением.
- Едкие вещества, попадая на кожу или слизистую оболочку глаз, раздражают или сжигают их, а коррозийные материалы вредят грузам или даже грузовику, их везущему. Угроза людям и имуществу отражена в маркировке этого типа веществ: пробирки, жидкость из которых падает на руку или металл.
- Девятый класс оставлен для разных других видов грузов, представляющих опасность для людей и экологии, но в первые восемь групп не входят. Обозначает этот тип – белый ромбовидный знак, верхняя часть которого покрыта черными вертикальными полосами.
Водитель должен проследить за тем, чтобы знаки наличествовали на грузах, если же их нет, перевозчик имеет полное право отказаться от сделки. Штрафы за несоблюдение закона довольно серьезные, так что маркировать этой обязанностью не стоит.
Документы и прочая
Организация автоперевозки – дело хлопотное и львиную долю затрачиваемого на нее времени, занимает подготовка документов. Без оных бумаг водителя мигом завернуть стражи дорожного порядка, и вменяют чувствительные штрафы. Перечень необходимых документов состоит:
- Лист, на котором отпечатано свидетельство о том, что водитель прошел, все необходимые курсы и допущен к перевозкам грузов, представляющих опасность.
- Свидетельство о том, что состояние автомобиля пригодно для перевозок и это проверено и подтверждено МВД.
- Путевой лист, заполненный согласно всем нормам с нанесенным маршрутом, по которому собирается ехать нагруженный автотранспорт.
- Аварийная карточка.
- Накладная.
- Контактная информация, при помощи которой водитель в случае непредвиденных обстоятельств, сможет связаться со своей организацией и с грузоотправителем.
Без всех этих документов не обойдется ни одна поездка, если нет цели заполучить штрафы. Но путевой лист один из самых важных, гарант качества автоперевозки. На все время поездки путевой лист должен постоянно находиться под рукой у водителя, чтобы при случае предоставить его органам правопорядка. В этом документе предоставляется информация о владельце транспортного средства и технические характеристики грузовика. А также в путевой лист включают сведения о перевозимых грузах, скажем обязательно должна быть красная надпись «опасный груз», код вещества и направление движения автомобиля.
Путевой лист фиксирует время, затраченное на путешествие между отправкой и прибытием к месту отгрузки, записывают в документ также показатели спидометра. Последним занимается либо сам водитель, или человек, которого назначила для этого организация грузоотправителя. Путевой лист используется для учета и в некоторых случаях, если индивидуальному предпринимателю нет необходимости все строго подсчитывать, этот документ не заполняется, тогда когда везут неопасный груз. Путевой лист необходим там, где везут опасные товары.
Аварийная карточка – это инструкция, необходимая на случай если произошел несчастный случай и груз взорвался или пролился. Указываются меры, которые необходимо предпринять для того, чтобы минимизировать урон для окружающей среды и людей.
За получение разрешения на перемещение взрывчатых и тому подобных веществ отвечает организация грузоотправителя. Его люди подают все необходимые документы в отдел внутренних дел. В документе имеют место сведения о природе самого груза, о перевозимом количестве веществ, упоминается и сопровождение товаров: какие лица за это ответственны.
Опасности путешествия
Неудобная дорога – с рытвинами и камнями, туманы и грозы, лихачи – все это представляет нешуточную угрозу для любого водителя, но для того кто везет в кузове канистры с тротилом, эти опасности становятся еще более смертельными. Организация грузоперевозки начинается с добычи необходимых документов и продолжается подготовкой сотрудников и обеспечением безопасности людей.
Часто вместе с водителем, организация грузоперевозчика отправляет своего человека, специалиста, в обязанности которого входят:
- Сопровождение товара до места его выгрузки и наблюдение за тем, как его загружают. Во время погрузки рабочие должны действовать осторожно и даже деликатно, избегая всеми силами ударов по канистрам и даже легких толчков. Важно подобрать и время выгрузки, так взрывчатые материалы не разгружают в грозу. В некоторых случаях, если организация грузоотправителя мала, часто за погрузочно-разгрузочные мероприятия входят в дополнительные условия работы водителя. Он же выполняет и функции сопровождающего лица.
- Организация заказчика отвечает за то, чтобы упаковка, в которую завернут груз, был целым и не имел никаких повреждений и был промаркирован опознавательными знаками. Так как штрафы за нарушения этих мер предосторожности очень высоки, за целостностью упаковки и наличием наклеек, стоит проследить и водителю.
- А также от специалиста ждут инструктаж для грузоперевозчиков и охраны груза. И сам специалист берет на себя роль охранника. От человека, назначенного за присмотром груза, ждут внимательного надзора за товаром даже во время стоянок. Уполномоченное лицо лично следит за тем, чтобы не были нарушены правила и нормы безопасности, он должен следить и за безопасностью рабочих и окружающих людей. В случае возникновения нештатной ситуации, на специалиста возлагается обязанность проконтролировать действия рабочих, обезопасить их по мере возможности и оповестить о случившимся грузоотправителей.
- Учетный лист и некоторые другие документы держит при себе сопровождающее лицо.
Маршрут выбирают и утверждают в МВД на основании множества показателей, среди которых первое место занимает безопасность. Транспорту запрещено провозить «особо опасные грузы» по дорогам, близкорасположенным к школам, университетам, природным заповедникам и культурным центрам. Желательно чтобы груженые автомобили и вовсе не проходили сквозь крупные города, дабы не усугублять опасность для населения.
Законом дается 10 дней для того, чтобы составить маршрут и согласовать его с МВД. Для этого ГАИ передается небольшой пакет документов, включающих:
- Лист с отпечатанным на нем маршрутом от места получения груза до места его отгрузки.
- Документ, подтверждающий разрешение транспорта к перемещению опасных веществ и инструкцию по обращению с этим веществом, которую составляет организация грузоотправителя.
Выдаваемое МВД разрешение за использование маршрута ограничено во времени – обычно срок составляет до шести месяцев. Если путь перевозке по каким-то причинам изменился, придется утверждать у МВД новый план маршрута.
Для того чтобы предупредить проезжих об опасности, которую несет на себе грузовик или колонна из автомобилей, используются значки на товаре и информационные таблицы на самом транспорте. Таблица оранжевого цвета с крупно прописанными цифрами КЭМ и номером перевозимого вещества. КЭМ – это зашифрованный код, призванный помочь людям сориентироваться во время экстренной ситуации, так:
- Д – означает, что нужен дыхательный аппарат и защита для рук.
- П – защита для тела и дыхания нужна только при возникновении пожара.
- К – нужен полный комплект защитного снаряжения.
- Э – эвакуация.
Код ООН позволяет расшифровать название веществ, которые перевозить грузовик.
Организация грузоперевозчика должна проследить не только за наличием информационных табличек на машине, но и за окрас его кузова. Так как именно в кузовах и прицепах везут канистры с опасными материалами, эти части машины должны быть опознавательные цвета, зависящие от перевозимого вещества:
- Опознавательный цвет кузова – оранжевый с полоской черного цвета, если в нем перевозят метанол.
- Синие прицепы символизируют горючие вещества, вспыхивающие при взаимодействии с водой.
- Оранжевый цвет – предупреждает о легко вспыхивающих материалах.
- Прицеп желтого цвета перевозит вещества, выделяющие кислород и способные долго поддерживать пожар.
- Желтый с черной полосой – цвета едких веществ.
Таблицы и раскрашенные кузова призваны предупредить окружающих людей об опасности на достаточно далеком расстоянии. Дабы и ночью проезжие могли заметить опасный грузовик – таблицы делают светоотражающими.