Требования к перевозке грузов и их основные правила в международном сообщении.

Во время перевозок в международном сообщении руководствуются установленными правилами. В отличие от внутренних перевозок, пользуются государственными законами и международно-правовыми актами.

Международные грузоперевозки

Международные грузоперевозки регулируются публично-правовыми договорами и конвенциями

Как международные акты о правилах перевозок грузов используют международные публично-правовые и частично-правовые договоры. Последние носят название конвенции. Транспортные конвенции содержат правила грузоперевозок, перевозок пассажиров в межгосударственных сообщениях. Обязательства, тарифы и другая необходимая информация прописана в конвенциях. Соблюдать эти требования обязаны государства, которые состоят в межнациональных договоренностях.

Каждый отдельный вид доставки имеет свои правила грузоперевозок в межнациональном сообщении.

Международная грузоперевозка автомобилем

Международная грузоперевозка автомобилем состоит в транспортировке товаров через государственные границы одной или нескольких стран. Преимущество таких грузоперевозок разрешает доставить товар непосредственно в место предназначения.

Нормативно-правовые акты грузоперевозок автомобилем в международном сообщении

  • конвенция о дорожном движении;
  • протокол о дорожных знаках и сигналах;
  • таможенная конвенция о международных перевозках грузов;
  • конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов (Конвенция МДП).

Юридическим преимуществом в регламентировании межнациональных автомобильных транспортировках обладает Конвенция МДП. Конвенцией предусмотрены:

  • ответственность перевозчика;
  • составление и соблюдение договора;
  • порядок грузоперевозки, если задействован не один исполнитель;
  • прием и выдача товара.

Важный момент – одна из стран, через которую транспортируется товар, обязана участвовать в Конвенции. В накладной ставится пометка об этом. Договор заключается в двойном экземпляре. На каждом ставятся подписи заказчика и исполнителя.

Международная грузоперевозка автомобилем

При международный перевозках автомобилем опломбированный контейнер не досматривается на таможне

По условиям Конвенции:

  1. Опломбированный товар не досматривают на таможнях;
  2. На автомашину крепится значок «TIR»;
  3. Перед выездом автомобиль проверяется на техническое соответствие нормам;
  4. На транспорт оформляется единая книжка МДП.

Эта книжка МДП дает право беспрепятственно следовать через таможню. Владельцы этой книжки не обязаны проходить досмотр на контрольных пунктах. Приобрести ее могут компании, у которых есть лицензия на перевозки межнационального сообщения. Выдается она на три месяца.

Обязанность по сохранению целостности грузов с момента отправки до получения лежит на перевозчике. Груз становится утраченным, если получатель через месяц после указанной в соглашении даты его не получил.

Отправитель предъявляет претензии к перевозчику и рассчитывает на компенсацию материального ущерба. Если в соглашении не указанно даты получения товара, то после двух месяцев товар становится утерянным.

Порядок оформления международной грузоперевозки

Экспортирующая организация информирует импортирующую фирму о готовности товара к отправке. Дистрибьютор предоставляет экспортирующей организации правила отправки грузов и назначение документов. Экспортирующая компания заключает соглашение о грузоперевозке с фирмой по международной логистике. На этом этапе подписывается накладная. Компания, занимающаяся экспортом, предоставляет сопроводительные документы на продукцию и накладную CMR.Один экземпляр этой накладной передается экспортирующей компании, а остальные получает транспортировщик

Транспортировщик обеспечивается заполненными сопроводительными бумагами: упаковочный лист, сертификаты на товары, копия разрешения на экспорт товаров, 4-й лист ГТД. Также перевозчик проходит таможенные и санитарные процедуры. Импортер после отгрузки получает уведомление. Дистрибьютор вместе с товаром получает товаросопроводительную документацию.

Подписание документов

Транспортировщику выдаются все необходимые для перевозки документы

На установление цены автомобильной грузоперевозки влияет вид товара, модель отправления, длина маршрута. В накладной допускается внесение дополнительных условий. Лицо, которое отправляет груз, ответственен за:

  • расходы, которые появились из-за неточной информации;
  • расходы из-за повреждения упаковки;
  • расходы из-за недостоверной информации в документах.

Во время грузоперевозки отправитель распоряжается грузом, может прекратить транспортировку, изменить получателя или место доставки. Эти изменения происходят при выполнении таких требований:

  • лицо, отправляющее товар, предоставляет транспортировщику правила и накладную с исправлениями;
  • эти правила передают исполняющему лицу;
  • не происходит разделения грузов из-за правил.

После прибытия товара импортер вместе с ним получает дублирующую накладную. Это подтверждается распиской. Если возникают недостачи на этапе грузоперевозки, лицо, получившее груз, требует оплаты ущерба. Груз становится собственностью отправителя, если получатель отклоняет прием товара.

Перевозчик материально ответственен за товар, его целостность, товарный вид, сохранность на маршруте перевозки. Если порча товара произошла в результате действий уполномоченного по соглашению лица, изначальным браком груза, то ответственность отклоняется. Это касается и ситуаций, когда перевозящая организация не могла их изменить.

Перевозка грузов

В пути ответственность за сохранность товара несет перевозчик

Международные перевозки железнодорожным транспортом

Немалую часть всех грузоперевозок занимают железные дороги. Пересечение государственных границ не обязательно. С оформленной международной накладной железнодорожная грузоперевозка будет считаться таковой.

Соглашения, регулирующие межгосударственные железнодорожные грузоперевозки:

  • конвенция о международных железнодорожных перевозках (КОТИФ)
  • СМГС (Правила, которые действуют между странами бывшего СССР)
  • ЦИМ (единые правовые предписания к договору о международной железнодорожной перевозке грузов)

Перед передачей товара отправляющее лицо его запаковывает. Если это требование не выполнено, представитель железнодорожной транспортировки отказывается предоставлять услуги по грузоперевозке. Ошибки в названии товара, превышение подъемной силы вагона предполагает штрафы для отправляющего лица. Соглашение о предоставлении услуг перевозки называется железнодорожной накладной. Заключается в количестве трех штук. Эта накладная и будет товаросопроводительным документом. В Правилах перевозки оговорено, что железные дороги принимают грузы для повагонных отправок. Компании, занимающиеся логистикой в межнациональном сообщении, объединяют мелкие грузы для заполнения вагона.

Правила гласят, что получатель не обязан принимать груз, он должен оплатить расходы по доставке. Железная дорога составляет акт, если перевозимый груз был доставлен в неполной сохранности. Этот акт составляется по Правилам международного грузового сообщения. Претензии к перевозчику теряют свою силу, если этот акт не был составлен.

Порча груза, доставка невовремя не оплачивается железной дорогой, если это было неизбежно и зависело от особых опасностей. Особые опасности для груза проявляются в недостатке тары, неправильной погрузке и выгрузке клиентом, свойствами груза, недостоверной информацией в накладной.

Исправность вагонов проверяет и гарантирует перевозчик. На нем лежит ответственность.

Международные перевозки железнодорожным транспортом

Ответственность за сохранность груза несет железная дорога

Международные авиаперевозки

Воздушные перевозки занимают лидирующее место по скорости доставки. В самые отдаленные районы этот вид доставки остается единственным. Определенные виды грузов доставляют при помощи авиа линий.

Юридически значимой бумагой в регулировании авиаперевозок выступает Конвенция для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок 1929 г. В 1955 г.Конвенция была дополнена Гаагским протоколом и в 1944 г Чикагской конвенцией о международной гражданской авиации.

Положения Конвенции 1929 г используют для транспортировки людей, товаров, личных вещей Организации, занимающиеся доставкой, выполняют требования этой Конвенции.

Перед оформлением транспортировки компания проверяет списки запрещенных грузов. Далее он согласовывается с фирмой-перевозчиком. Если есть потребность в спецтехнике при выгрузке, об этом нужно узнать заранее.

Упаковывают перевозимый товар в чистый, сухой, цельный материал. Острые углы на упаковке не допускаются. Для каждого вида используется отдельная тара. Для жидких, влажных грузов, животных это воздухонепроницаемый контейнер; для груза со специфическим запахом используют плотно закрывающуюся тару.

При загрузке каждая упаковка маркируется перевозящей и отправляющей фирмами, и крепится.

Согласно Конвенции для каждого вида груза выдаются перевозочные документы:

  • проездные билеты;
  • багажные квитанции;
  • воздушно-перевозочные документы.

Помимо этого для транспортировки нужен договор перевозки. В нем указаны обязательства перевозящей компании. Страны, куда доставляется товар, вводят тарификацию, размер пошлин, правила авиабезопасности. Также они определяют правила предоставления и аннулирования разрешений.

Международные авиаперевозки

Международные авиаперевозки удобны, но дорогостоящи

Правила доставок морскими судами

Транспортировка товара морским сообщением безопасна, имеет относительно невысокую стоимость и быстро выполняется. Имеет ряд преимуществ: поставка негабаритных грузов, большого количество товаров, возможность поставок опасных грузов.

Главный документ, регулирующий требования к морским перевозкам называется Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. Помимо этого документа, государства имеют свои законы для регулирования морских доставок.

Различают два типа морских доставок:

  • линейная (регулярная). Этот тип документируется коносаментом.

Накладная с отображением факта получения груза для транспортировки.

  • трамповая (нерегулярная).
Правила доставок морскими судами

Морские грузоперевозки могут быть регулярными или трамповыми

Морской коносамент

Этот документ подтверждает, что заключен договор о транспортировке. Коносамент подтверждает, что груз принят перевозчиком по количеству и качеству. Коносамент выступает в роли товарораспорядительного документа. При необходимости он продается вместе с товаром, покупается, переходит во владение другим лицом. Груз не перемещается и остается на морском судне.

Коносамент бывает нескольких типов:

  • оборотный коносамент – его собственник распоряжается товаром, который еще не доставлен. В таком коносаменте должна быть надпись «Приказу имярек».
  • необоротный коносамент – груз может получить указанный получатель.
  • именной ­– коносамент оформлен на юридическое или физическое лицо.
  • ордерный ­– отправляющее или получающее лицо определяет, кто из третьих лиц получит коносамент. В нем делается запись о передаче (индоссамент).
  • предъявительский – груз получает предъявитель коносамента.
  • линейный коносамент – заключается для судна, которое идет по четко установленному маршруту.
  • фрахтовый (чартерный) – заключается, если перевозки происходят не постоянно. Перевозчик (фрахтовщик) за установленную стоимость дает для транспортировки грузоотправителю (фрахтователю) судно или его часть.
  • чистый – без претензий по товарному виду.
  • не чистый – выписывается, если есть претензии по внешнему виду товара или упаковки.
  • прямой – регистрируется при транспортировке одним морским судном
  • сквозной – регистрируется при транспортировке с использованием нескольких видов транспорта.
  • бортовой – выписывается после загрузке товара на судно.
  • коносамент для погрузки на борт судна – выписывается для незагруженного на судно товара.

При оформлении коносамента указывается такая информация:

  1. Данные о перевозчике.
  2. Название порта и дата получения груза перевозчиком.
  3. Данные об отправителе.
  4. Данные о получателе, если нужно.
  5. Данные о грузе.
  6. Внешнее состояние груза и упаковки.
  7. Сумма фрахта, которую оплачивает получатель.
  8. Дата и место получения коносамента.
  9. Количество оригиналов коносамента.
  10. Подпись перевозчика.

В коносамент вписываются дополнительные сведения.

Морской коносамент

Образец международного морского коносамента

Использование коносамента

Отправляющая организация оформляет погрузочный ордер с указанием информации о товаре, портах, информации об отправителе, наименование судна. Погрузка товара сопровождается штурманской распиской. После отправки судна грузоотправитель оформляет коносамент и забирает штурманскую расписку. Отправляющая фирма высылает получателю оригиналы коносамента.

Получающее лицо при приеме товара предъявляет оригинал коносамента. После получения груза по коносаменту, оставшиеся коносаменты становятся недействительными.

Морская накладная

С развитием перевозок морским сообщением появились океанская накладная, линейная накладная и морская накладная. Они объединяются в морскую накладную. Функции морских накладных:

  • подтверждение факта подписания соглашения о транспортировке;
  • факт получения товара перевозчиком для транспортировки.

Морская накладная в отличие от коносамента не выполняет функций товарораспорядительного и оборотного документа. Товар получает лицо, прописанное в морской накладной. Получающее лицо предоставляет удостоверение личности и получает товар. Сейчас происходит обсуждение об отказе от морского коносамента.

Морская накладная

Морская накладная дает право получения товара по предъявлению удостоверения личности

Перевозка опасных грузов в межнациональном сообщении

Грузы называются опасными, если они могут навредить человечеству и негативно влияют на экологическую ситуацию. В этот перечень входят сжиженные газы, нефть и продукты переработки, яды и др. химические вещества.

Классифицируют на:

  • взрывчатые материалы (ВМ);
  • газы, сжатые, сжиженные и растворенные под давлением;
  • легковоспламеняющиеся жидкости (ЛВЖ);
  • легковоспламеняющиеся твердые вещества (ЛВТ), самовозгорающиеся вещества (СВ); вещества, выделяющие воспламеняющиеся газы при взаимодействии с водой;
  • окисляющие вещества (ОК) и органические пероксиды (ОП);
  • ядовитые вещества (ЯВ) и инфекционные вещества (ИВ);
  • радиоактивные материалы (РМ);
  • едкие и (или) коррозионные вещества (ЕК);
  • прочие опасные вещества.

Чтобы организовать транспортировку опасных веществ необходимо:

  • подобрать по типу вещества метод поставки;
  • подобрать защищенный, надежный путь;
  • подготовить согласованные бумаги;
  • приобрести разрешающие бумаги;
  • застраховать товар;
  • организовать и проконтролировать загрузку и выгрузку этих веществ.
Перевозка опасных грузов

Перед перевозкой опасные грузы должны быть обязательно застрахованы

Юридические документы

Поставку опасных грузов в международном сообщении регламентируют такие документы:

  • оранжевая книга ООН;
  • конвенция о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением (Базельская конвенция);
  • правила по безопасной перевозке радиоактивных материалов;
  • конвенция о гражданской ответственности за ущерб, причиненный при перевозке опасных грузов автомобильным, железнодорожным и внутренним водным транспортом;
  • соглашение стран СНГ «О межгосударственных перевозках опасных и разрядных грузов»;

При воздушной перевозке:

  • конвенция о международной гражданской авиации;
  • технические инструкции по безопасной перевозке опасных грузов по воздуху;
  • инструкция о порядке действий в аварийной обстановке в случае инцидентов, связанных с опасными грузами, на воздушных судах;
  • правила закрепленные Международной ассоциацией воздушного транспорта – IATA: — «Правила перевозок опасных грузов»;

При перевозке автомобильным транспортом:

  • европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов;

При морском сообщении:

  • международная конвенция по охране человеческой жизни на море. Международный кодекс морской перевозки опасных грузов;
  • европейское соглашение о международной перевозке опасных грузов по внутренним водным путям;
  • международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов;

При использовании железных дорог:

  • соглашение о международном грузовом сообщении;
  • правила международной перевозки опасных грузов по железным дорогам;
  • правила перевозок опасных грузов железными дорогами.

Во время транспортировок опасных веществ в международном сообщении нужно ознакомиться с государственным законодательством стран, по территории которых осуществляется перевозка.

LogoSkop > Правила перевозки > Требования к перевозке грузов и их основные правила в международном сообщении.
Поделись с друзьями:
 
Оцени статью:
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Загрузка...
ЧитайтеПартнерский контент

Комментарии