Перевозка опасных грузов морским транспортом

Большинство перевозок по всему миру осуществляется водным транспортом. Когда речь касается перемещения опасных грузов, судоходному транспорту нет равных. Транспортировка опасных грузов морем осуществляется под контролем ведомств как государственного, так и международного формата. Соответствующие регламентирующие документы содержат правила морской перевозки опасных товарных и материальных ценностей.

Морские грузоперевозки опасных грузов

Морские грузоперевозки опасных грузов регламентируются международным законодательством

Особенности применения водного транспорта

Перевозка ТМЦ таким способом имеет массу преимуществ:

  • Приемлемая стоимость перевозки опасных ТМЦ.
  • Вероятность транспортировки грузов в больших объемах.
  • Наличие разных судовых средств, пригодных для транспортировки определенных грузов: для наливных веществ – танкеры, рефрижераторные установки, балкеры и др.

По отношению к компаниям-перевозчикам, которые осуществляют все перевозки водным транспортом: и речным, и морским, применяется Приказ №415 от. 08.09.2015

В первую очередь под определение «опасный груз» попадают товары различных свойств и назначений, способствующие причинению вреда разной степени тяжести всему живому, что существует на земле.

Виды опасных веществ

В эту группу включены товары, содержащие вещества, способные взорваться вследствие трения и детонации, воспламеняться под воздействием определенной температуры; вызвать процесс коррозии упаковки, способствующий выходу наружу ядовитых паров.

Поэтому перевозка опасных материалов и веществ водным транспортом должна проходить под соблюдением основных мер безопасности.

Необходимо знать ключевые документы правового уровня, касающиеся порядка перемещения грузов, представляющих опасность, судоходными средствами передвижения.

Опасные грузы

Опасные грузы имеют несколько разновидностей

Документационное обеспечение процесса перемещения опасных грузов морскими судами

Перечень основных документов:

  • Правила морской перевозки опасных грузов (МК МПОГ 27 сентября 1965 г.) установлены Ассамблеей ММО.
  • Межгосударственный стандарт «Грузы опасные. Классификация и маркировка». Данный регламент утвержден Постановлением Госстандарта Советского Союза от 19.08.1988 N 2957. Отредактирован 01.09.92
  • Кодекс торгового мореплавання Российской Федерации от 30 апреля 1999 г. N 81-ФЗ, который прошел редакцию 13 июля 2015 г.
  • Национальные правила Международного кодекса МОПОГ. Утвержденные Международной морской организацией 13.05.1989 г. Правила упорядочивают систему перемещения опасных ТМЦ судоходством.
  • МК МАРПОЛ 73/78. Была утверждена Приказом Минтранспорта РФ 21.04.2003, ред. 6 июля 2012 г. Содержит перечень положений по безопасности транспортировки опасных веществ и материалов водным транспортом.
  • МК Солас-74 призвана регулировать систему мер по охране человеческой жизни на воде. Была принята в 1974 г.

Правила морской перевозки опасных грузов регулируются кодексом международного уровня МОПОГ. Кодекс МОПОГ состоит из четырех взаимосвязанных частей.

Кодекс торгового мореплавания

Кодекс торгового мореплавання Российской Федерации — один из основных регулирующих документов

Ведущие положения порядка перевозки МК МОПОГ

Данный документ включает следующие аспекты:

  • Расположение и фиксирование опасного грузового средства на морском судне должно осуществляться без отступлений от требований правил безопасности. Способы укрепления опасных ТМЦ индивидуальны в зависимости от типа груза и уровня опасности.
  • В помещения специального назначения помещают товары и материалы, содержащие взрывчатые вещества. Перед погрузкой территория будущего сосредоточения такого груза тщательно осматривается на предмет исключения наличия детонаторных устройств.
  • Специально оборудованных мест для перевозки требуют ТМЦ с содержанием опасных веществ, способных испаряться. Помещение для такого вещества или материала должно иметь вентиляцию. Если транспортируются емкости с опасными газами и жидкостями, то выполняются работы по недопущению их воспламенения.
  • Судно, выполняющее провоз опасных ТМЦ, должно быть оснащено комплектом МК МОПОГ. Выполнения правил МК МОПОГ требует любая экспортная или импортная транспортировка опасных грузов. В случае непредвиденных ситуаций допускается отклонение от МК МОПОГ, если действия связаны со спасением жизни людей.

Выполняя перевозку вредных материалов и веществ, нуждающихся в особых температурных условиях, перевозчику необходимо иметь документы с указанием товарных характеристик.

Судовое транспортное средство должно располагать спецпомещением для перевозок груза с наличием в нем спецсредств, направленных на ликвидацию огня в случае его возникновения.

В дополнение к международному кодексу МОПОГ перевозки опасных товарно-материальных ценностей водным транспортом контролируются Международными конвенциями МАРПОЛ 73/78 и СОЛАС-74. Все действия, связанные с недопущением загрязнения судоходного средства и защиты жизни людей на воде, выдерживаются правил, которые устанавливают эти документы.

Иностранные грузоотправители, транспортируя товар, выполняют правила МК МОПОГ.

Морские грузоперевозки

Морские грузоперевозки регулируются международными конвенциями

Правила подготовки товаров к транспортировке

Для перевозчиков можно выделить особенности общих правил к подготовке товара к транспортировке морским судном.

Следуя правилам ГОСТа 26319-84 и условиям транспортировки опасных грузов, отправитель должен запаковать товар с возможностью минимизировать риски повреждения груза вследствие погрузочно-разгрузочных действий и процесса его перемещения. Упаковочный материал должен быть изготовлен из надежных материалов с присутствием внутренней прослойки, предохраняющей от нежелательных последствий из-за касаний с материалами или веществами.

При транспортировке жидкостей, содержащих опасные вещества, упаковочная тара должна выполнять фиксирующую функцию для груза, так как его перемещение недопустимо. Такая упаковка должна обладать специальными свойствами, способными абсорбировать жидкость в ситуации повреждения ее емкости.

Требования МК МОПОГ и ГОСТ 19433-88 указывают на необходимость наличия маркировки. Спецзнаки наносятся на перевозимые средства, а также на судно, его перевозящее. Обозначение опасных ТМЦ указывает на техническое наименование товара, а не только коммерческого. Ярлык опасности должен ясно отражать опасные признаки. Независимо от метода маркирования, знаки не должны смываться водой при погружении в море на протяжении 3 мес.

Отступления от требований маркировки допускаются только для грузов уменьшенного уровня опасности, а также материалов и веществ, перевозимых малыми объемами. Свои отступления от правил допускает создание особых ситуаций при помещении груза на места для товара, помеченных спецзнаками по уровню опасности.

Документы, сопровождающие опасные ТМЦ, имеют свои особенности:

  • Морское судно, предназначенное для перевозок.
  • Манифест.
  • Опись.
  • Правила МОПОГ.
  • Декларацию.
  • Доковую расписку.
  • Деливири-ордер (договорные условия отправителя и перевозчика).
  • Понадобится договор фрахтования в случае фрахтования судоходного средства.

Данные документы предоставляются должностным лицам морской гавани на получение разрешения отправки водного судна. Дополнительно в пакет документов входит заверенное подписью свидетельство о подтверждении наличия у ТМЦ упаковочной тары, маркированных знаков, знаков опасности. Свидетельство предоставляется ответственным за паковку веществ или материалов сотрудником.

При возникновении небезосновательных подозрений в отклонении водного транспортного средства установленным требованиям упаковывания, принимается решение в отказе отгрузки.

Доковая расписка

Доковая расписка — обязательный документ для сопровождения опасных грузов

Особенности перемещения опасных грузов внутренним водным транспортом

Внутренним водным транспортом опасные ТМЦ переправляют, соблюдая необходимые указания, установленные исполнительной властью федеральных транспортных ведомств.

Понадобятся дополнительные особые разрешения, если груз относится к категории повышенной опасности.

Ответственность и действия лиц, совершающих перевозку опасного груза водным путём

  • По факту обнаружения неверного написания названия опасного вещества или материала, запланированного к перевозке внутренним водным транспортом, а также его особенностей, указаний на соблюдение особых мер безопасности при обращении перевозчик должен потребовать за счет отправителя или получателя груза осуществить немедленную срочную разгрузку товара.
  • В ситуации, когда отправитель либо получатель ТМЦ игнорируют требование перевозчика об экстренной выгрузке опасного груза, перевозимого внутренним водным транспортом, перевозчику разрешается ликвидировать товар, не восполняя финансовые потери владельцам товара или материала. Перевозчик такого товара вправе требовать от владельца полную стоимость своих услуг по перевозке, если они не были оплачены заранее.
  • В ситуации, когда ТМЦ могут представлять опасность для судоходного транспорта либо людей, на нем находящихся, перевозчику необходимо настоять с требованием к владельцам такого груза о его экстренной разгрузке, а в случае отрицательного ответа товар уничтожить, без возложения на себя обязательств по восполнению финансовых потерь. В этом случае перевозчику отправителем или получателем выплачивается сумма за услуги по перевозке за пройденное расстояние по факту.

    Экстренная разгрузка товара

    Экстренная разгрузка товара может потребоваться если он представляет опасность для людей и окружающей среды

Соблюдение мер по охране труда в осуществлении грузоперевозок по морю

Все сотрудники судна, транспортируемого опасный груз, оповещаются о наличии в пути такого груза и о правилах обращения с ним. Рекомендуется провести практические занятия с персоналом по выработке порядка действий в случае возникновения аварийной ситуации из-за протечки емкости или упаковки груза.

Капитан в доступной для восприятия форме доносит персоналу информацию о том, как можно оперативно обезвредить груз, который начал приносить опасность вследствие повреждения его защитной тары.

В целом, сотрудники должны усвоить характеристики опасности ТМЦ, применяемой упаковочной тары, имеющиеся знаки опасности на упаковке и самом судне, порядок оказания экстренной помощи пострадавшим.

Судоэкипаж должен знать

  • Правила по соблюдению техники безопасности сотрудниками транспортного средства (охрана труда в период перемещения товара на другие судна; правила соблюдения норм пожарной безопасности и локализации пожара в случае его появления; действия безопасности в случае возникновения шторма).
  • Возможные приемы незамедлительного информирования капитана судна о разгерметизации упаковочной тары опасного груза.
  • Нормативы, утв. Постановлением Министерства транспорта Российской Федерации от 31 октября 2003г. №10, которые регулируют порядок организации мер по соблюдению пожарной безопасности всех сотрудников водного судна.

    Капитан судна

    Капитан судна должен иметь постоянный контроль над опасным грузом

Меры безопасности

Исходя из рассмотренных выше пунктов, следует, что в случае возникновения в рейсе чрезвычайных ситуаций, способных оказать негативное влияние на целостность опасных товарно-материальных ценностей, нужно срочно приступать к выполнению следующих первоочередных шагов:

  • Безотлагательно известить руководящий состав судна об инциденте.
  • Провести допустимо-возможные действия по предупреждению детонации, испарения ядовитых веществ, замыкания.
  • В ситуации нарушения упаковочного материала груза на месте открытой воды необходимо по возможности обособить территорию нахождения поврежденной тары. На следующей остановке пути нужно принять меры по ликвидации поврежденного груза. Эту работу выполняют специалисты, уполномоченные на осуществление данных видов работ. При выгрузке поврежденного груза, место его хранения тщательно вычищают. Таким образом, обобщая вышесказанное, отметим, что судоходный вид транспортировки опасных грузов является наиболее приемлемым и надежным средством при условии выполнения установленных правил российского и международного уровня.

.
LogoSkop > Правила перевозки > Перевозка опасных грузов морским транспортом
Поделись с друзьями:
 
Оцени статью:
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading Загрузка...
 

Комментарии

 
.